ИАЦ «Кабар»: Чистота – залог здоровья. Субботники: традиция, которая живёт

482 просмотров Аналитика 0

Сейчас, как никогда ранее выросла актуальность субботников, поскольку мы живём в эпоху глобального загрязнения окружающей среды. Наша страна, наша столица, к сожалению, в этом числе. Раньше была прекрасная традиция, которая сплачивала трудовые коллективы, давала лишнюю возможность пообщаться в неформальной и трудовой обстановке, которая, наконец, воспитывала совесть. Ведь после того, когда ты сам наведёшь порядок, уже трудно кинуть мимо урны, даже салфетку от съеденного пирожка. Правда?

Слово «субботник» вошло в обиход 99 лет назад после того, как коммунисты одного из московских депо добровольно и бесплатно вышли на работу в субботу.
Как рассказал историк Александр Заболотний, «субботники не могли изменить тяжелую экономическую ситуацию в России 1919 года, но стали частью активной пропагандистской кампании. Впрочем, уже в 1930-е годы они перестали быть добровольными, превратившись в позднем социализме в объект раздражения и насмешек».

«Вообще, апрель 1919 года для советской России был не лучшим временем. В разгаре была Гражданская война: на севере на красный Петроград наступала армия генерала Юденича, на юге были крепки позиции Добровольческой армии Деникина. Главным в эти дни, впрочем, был Восточный фронт — в марте 1919 года войска адмирала Колчака перешли в наступление и прорвались к Волге», - отметил историк.

«Надо отметить, что в апреле 1919 года в Москве член рабочей семьи получал в день в среднем 214 граммов хлеба, то есть всего на 80 граммов больше ленинградской блокадной пайки. В условиях хозяйственного коллапса начинаются забастовки и рабочие выступления. Стачка в Туле, например, случилась в начале апреля, и вопрос о ней задали Ленину на пленуме Всероссийского центрального союза профсоюзов (ВЦСПС), который проходил 11 апреля. Но, несмотря на, то, что быт эпохи революции вполне может быть описан как «жизнь в катастрофе», многие рабочие искренне верили в торжество нового мира и нового порядка. Поэтому группа железнодорожников, работавших в московском депо Москва-Сортировочная (Казанская железная дорога), вечером субботнего дня 12 апреля вышла ремонтировать паровозы. После депо Сортировочная субботники стали проходить во многих других городах России. Первый массовый субботник прошел на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая, на него вышли 205 человек. Таким образом, движение стало массовым и распространилось по всей стране. Однако почти сразу его пытались зарегулировать — 15 мая Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (РКП(б)) обязал коммунистов отрабатывать по субботам не менее 6 часов — под угрозой исключения из партии. Однако вряд ли только этими мерами можно объяснить то, что в мае-июне 1919 года только в Москве прошло 30 субботников, в которых приняли участие более 1500 коммунистов», - рассказал Заболотний.

«Если принуждение и встречалось, то оно было на совести отдельных начальников. Подъема масс в депрессивные 1919–1921 годы не было, речь шла об инициативе коммунистов снизу, которая была подхвачена в целях политической мобилизации и пропаганды в общесоюзных масштабах», - рассказал член-корреспондент НАН КР Оскон Осмонов.

Как отметил Осмонов, «власть отреагировала на эту инициативу с большим воодушевлением. В июле 1919 года Владимир Ленин пишет статью «Великий почин», которая затем издается отдельной брошюрой. В ней лидер Советского государства писал, что коммунистические субботники — это «победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над всеми привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».

В 1920 году в легендарном субботнике, приуроченном к 1 мая, принял участие и сам Ленин. Тогда он вышел на уборку Кремля и якобы участвовал в переноске бревна. Этот эпизод активно использовался в пропаганде, а также обыгрывался в неофициальной культуре, в том числе и в анекдотах.

О субботниках восторженно писал и главный пролетарский поэт Владимир Маяковский. Описанию субботника посвящена часть 8 поэмы «Хорошо!»:

«Работа трудна,
Работа
томит,
За нее
Никаких копеек,
Но мы
Работаем,
Будто мы
Делаем
Величайшую эпопею».

Впрочем, преувеличивать непропагандистское значение субботников для экономики и общественной жизни не стоит.

«Субботники не могли изменить ситуацию радикально уже лишь потому, что изначально считались проявлением «героизма» рабочих, а героизм в тылу не мог быть массовым», - отмечает Заболотний.

По его словам, «коммунистов-рабочих, которые всё инициировали, было мало, а многие из тех, кто возвращался с фронта, либо уходили наверх по карьерной лестнице, либо деморализовывались и пополняли массу беспартийных». «К тому же, как рассказал историк, - уже в 1921 году в Советском Союзе начался переход к новой экономической политике (НЭП), в рамках которой в определенных секторах народного хозяйства вновь разрешалось частное предпринимательство».

В позднесоветское время субботники, как правило, сводились к весенним работам по благоустройству дворов, подъездов и прилегающих улиц и территорий.

Надо отметить, что советская традиция проводить трудовые субботники осталась и по сей день. Субботники проводятся либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняют свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов. Субботники также проводятся по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, ТСЖ, и в таком случае люди трудятся над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Иногда - особенно весной - субботники направлены на высадку деревьев.

Стоит привести недавний пример того, что субботники продолжают жить в быту кыргызского государства. Так в конце марта в столице Кыргызстана Бишкеке состоялся очередной общегородской субботник по санитарной очистке и благоустройству городской территории, а также посадке крупномерных саженцев лиственных пород. Весенний субботних охватил весь город. Особое внимание было уделено очистке ирригационных сетей прилегающих к собственным зданиям и сооружениям, а также городских парков и скверов. Места проведения субботников для хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений были определены районными администрациями. Высокопоставленные чиновники приняли участие в уборке и посадке крупномерных саженцев с закрытой корневой системой. Наряду с уборкой, участники субботника сажали деревья на городских улицах, в парках и скверах. МП «Бишкекзеленхоз» со своей стороны предоставило весь необходимый инвентарь и материал для посадок. Специалисты предприятия проконсультировали участников, как правильно посадить деревья. В посадках также приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, работники районных администраций, студенты, активисты, представители общественных организаций и все желающие горожане.

«Чистота – залог здоровья» - этот старый, как мир девиз актуален, как никогда. В эпоху быстрого питания, пластиковых стаканов и бутылок уровень загрязнения города и прилегающих к нему территорий растёт день ото дня. В регионах обстановках не лучше. Но по старой доброй традиции, благодаря проведению субботников частично можно поменять мышление масс в лучшую сторону. Ведь, когда ты сам наводишь порядок в своём доме, самому же затем становится стыдно, если в дальнейшем ты не будешь поддерживать чистоту в нём.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий