16-летний кыргыз защищал Москву на Волоколамском шоссе. Воспоминания о ветеране ВОВ Самаркуле Акылбекове

ВОВ Загрузка... 15 Апрель 2025 13:20
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
Next
Previous

Назгуль Нурманбетова

Все материалы

«Смерть не страшна, с ней встречались не раз мы в степи…» – эти строки из знаменитой военной песни «Темная ночь» уже в мирное время любил напевать ветеран Великой Отечественной войны Самаркул Акылбеков. Они служили ему напоминанием о самой великой и трагичной в истории человечества войне, которую он прошел с 1941-го по 45-ый год. Отважный кыргызский мальчик из неприметного села в Чуйской области отправился на фронт будучи 16-летним подростком, где и провел всю свою юность. Он защищал Москву на Волоколамском шоссе, отмечал победу в 45-м, а после отправился в Маньчжурию в целях ликвидации последнего очага Второй мировой войны. Невозможно оценить мужество и славный подвиг этого бойца, а также еще нескольких сотен тысяч кыргызстанцев, которые сражались в ВОВ. Их подвиги не все знают, но они не должны быть забыты!

Из воспоминаний об отце

Мой отец, подполковник Самаркул Акылбеков, родился осенью 1924 года в селе Джар-Башы Ысык-Атинского района Чуйской области. Он осиротел в юном возрасте и тогда, будучи 13-летним мальчиком, он подался в столицу, до которой дошел пешком, где ему пришлось выживать.

Когда началась Великая Отечественная война, ему не было даже 17 лет, но он решил пойти на войну добровольцем. Тогда у него не было документов и он, чтобы его отправили на фронт, сказал, что ему больше 18 лет, приписав себе 2 года. Ему выдали документ с датой рождения 7 ноября 1922 года.

WhatsApp Image 2025-04-09 at 16.04.56.jpeg

Какие тяготы войны ему, тогда совсем юному, худенькому невысокого роста пареньку, пришлось пережить, наверное, знал только он. Мне, его младшей дочке, он никогда не рассказывал трагичных военных историй. Когда папа ушел из жизни в 73 года, я была еще подростком. Однако я как сейчас помню его в парадной военной форме, которую он надевал каждый год 9 мая. Он еще с вечера накануне тщательно готовился к этой торжественной дате, выглаживая брюки и натирая ордена и медали, которыми его грудь была просто усыпана.

В нашей семье 9 Мая был и остается главным праздником. Только сейчас я понимаю, каким значимым для него был этот День Победы, и какой драгоценностью были для него тогда непонятные для меня блестящие значки.

WhatsApp Image 2025-04-15 at 10.59.33.jpeg

Помню, как отец иногда брал меня на парад, после которого он с другими ветеранами шел в чайхану, где под прохладной сенью деревьев за чашкой ароматного чая они вспоминали былые военные годы. А я, тогда маленькая девочка в нежном платье и с белыми бантами, терпеливо наблюдала то за их улыбками на постаревших лицах, то за скупыми слезами в грустных глазах.

Мой отец был очень добрым и уважаемым человеком, его все очень любили – и родственники, и соседи, и друзья. После войны он пошел по военной стезе, работал во многих местах, строя военную карьеру. Перед переездом во Фрунзе в городе Таласе он работал начальником военкомата. Но мама сказала, что детям в будущем надо учиться, поэтому надо перебираться в столицу, и они переехали во Фрунзе. Здесь он уже работал начальником охраны на ТЭЦ, потом ушел на пенсию.

3.JPG

Из воспоминаний братьев…

У меня есть 3 старших брата, которых отец, очень любивший природу, часто брал в походы в горы. Там он, разведя костер и устремив тусклый взгляд вдаль, пел военные песни и иногда рассказывал военные истории. Однако и их он не любил ими пугать, всячески стараясь их детство сделать безмятежным, потому не был щедр на рассказы, повествующие о его тяжелых военных годах.

Однако братья помнят, как он им рассказывал про битву на Волоколамском шоссе. Он тогда только отправился на войну и его отправили защищать Москву. В том бою папа был ранен снайпером противника в голову, но его спасла каска, и он выжил. После этого за годы войны он был ранен еще дважды – в руку и в ногу. Но каждый раз оправлялся и снова шел в бой.

1.JPG

Отец служил в противотанковой пехоте и, щупленький мальчишка, сам носил противотанковое ружье, которое весило 20 кг, хотя в советских фильмах показывают, что его носят два человека. Как оказалось, его напарник – более взрослый мужчина, не хотел себя нагружать, поэтому отцу приходилось таскать орудие в одиночку. Еще приходилось часами лежать в мерзлой земле, и нельзя было даже чихнуть или кашлянуть. А однажды, заблудившись в лесу, он и еще несколько бойцов, практически умирали от голода, но нашли немецкий паек – рюкзак с сухарями, благодаря которому и выжили. Были и такие ожесточенные бои, в которых оставались только трое выживших, и он был одним из них.

После окончания ВОВ, отец не завершил свой военный путь, а отправился в Маньчжурию сражаться уже в советско-японской войне, где воевал до победного конца.

WhatsApp Image 2025-04-09 at 16.04.36.jpeg

Анализируя сейчас его жизнь, невольно задумываешься – кем он был – опытным бойцом или просто счастливчиком? Наверное, любимчиком Бога! За свою жизнь он пережил еще 2 инфаркта. Умер отец осенью 1995 года от пневмонии. Каждый раз его жизнь висела на волоске, но он выживал. Значит, он был нужен для великого божьего замысла: сколько жизней он спас, и сколько пользы принес своей стране!

О наградах

Самаркул Акылбеков прошел всю Отечественную и советско-японскую войну, был трижды ранен. Несмотря на свой юный возраст, он мужественно сражался, за что был награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», Орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, а также множеством других боевых наград.

4.JPG

Послесловие

Помню, что с каждым годом на встрече 9 Мая сослуживцев отца и в целом ветеранов ВОВ становилось все меньше и меньше. Помню, как он, говоря с кем-то по телефону, услышав печальную весть, негодовал, что не стало его очередного боевого товарища. Потом медленно, вешал трубку, уходил в комнату и долго молчал, глядя в окно и о чем-то размышляя. Сейчас я понимаю, что он вспоминал те страшные дни и провожал друга в вечный путь…

2.JPG

Сколько еще было разных невзгод и славных побед – знал только он и его близкие, которых, к сожалению, уже нет в живых. Думается, если бы я была тогда постарше, я бы сохранила для последующего поколения все его истории, которые отражают его подвиги и еще множества других солдат, сложивших свои головы на поле боя. Однако понимаю, что от этого его и их подвиги не умалятся. Пусть он унес с собой свои воспоминания, но подвиг его бессмертен…

Посвящается отцу Самаркулу Акылбекову…

Назгуль Нурманбетова (Акылбекова)