Академия госуправления с особым статусом. Что изменится в подготовке госслужащих – интервью

Интервью Загрузка... 18 Декабрь 2025 17:10
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

В конце ноября 2025 года Указом президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова Академии государственного управления при президенте Кыргызской Республики имени Жусупа Абдрахманова был присвоен особый статус. Это решение открыло новую важную страницу в истории государственного образовательного учреждения и призвано укрепить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.

Ректор Академии Айгюль Калчакеева в интервью рассказала о значении этого решения, предстоящих преобразованиях и о том, какие новые возможности открываются для системы государственного управления страны.

Айгюль_Муратовна.png

- Айгюль Муратовна, насколько значимым и переломным является подписание данного указа и что он даёт Академии?

- Указ, подписанный президентом Кыргызской Республики Садыром Жапаровым 24 ноября и вступивший в силу 5 декабря, по сути открывает абсолютно новую страницу в истории Академии. Этот указ направлен на модернизацию и повышение роли Академии как ключевого государственного учреждения в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Особый статус предусматривает организационную, финансовую и академическую автономию. Де-факто мы являемся единственным государственным образовательным учреждением в Кыргызстане, которое готовит кадры для системы государственного управления. Данный указ де-юре закрепил наш статус и предоставил широкие полномочия для формирования современной системы подготовки государственных служащих и создания принципиально новых образовательных программ.

Это требует глубоких реформ и затронет всю структуру учреждения – начиная с организационной модели и функций подразделений и заканчивая фокусом на задачах, которые перед нами ставит руководство страны.

- Означает ли это, что действующие образовательные программы будут преобразованы кардинальным образом?

- Безусловно, предстоящие преобразования будут носить принципиально новый характер. Не секрет, что сегодня существует немало нареканий к качеству человеческого капитала и уровню подготовки профессиональных кадров, в том числе в системе государственной службы. Эта проблема носит системный характер и затрагивает все сферы.

Именно поэтому образовательные учреждения страны должны занять ключевую позицию в комплексном обновлении системы подготовки специалистов. Академия, отвечающая за подготовку кадров для государственного управления, имеет в этом процессе особую миссию и несёт особую ответственность.

Перед нами стоит задача внести весомый вклад в качественные изменения всей системы профессиональной подготовки и обеспечить государство эффективным, практикоориентированным продуктом, способным выполнять поставленные задачи и обеспечивать достижение измеримых результатов.

Встреча с представителями Нац. унив-та Чонбук (Южная Корея) 11.10.2025.jpg

Для меня большая гордость быть сопричастной к этому процессу и видеть, что важные преобразования происходят в период моего руководства Академией. Вместе с тем это накладывает серьёзные обязательства: кредит доверия, предоставленный руководством страны, требует реальных шагов и подтверждения высокой результативности.

При этом я смотрю на предстоящую работу с уверенным оптимизмом. Есть чёткое понимание того, каким должно быть образование в сфере подготовки государственных служащих, где находятся основные проблемные точки и какие механизмы способны обеспечить их эффективное решение.

Подписанный Указ предоставляет Академии необходимые полномочия и формирует прочную фундаментальную основу для реализации всех запланированных преобразований.

- Какие задачи на этом пути являются наиболее сложными и когда можно ожидать первых результатов?

- Это действительно не одномоментный процесс. Для того чтобы увидеть даже промежуточные изменения, потребуется время. Однако как руководитель я вижу свою главную задачу в том, чтобы заложить прочный фундамент для всех предстоящих преобразований.

Нам важно чётко обозначить направления, по которым мы будем двигаться, чтобы уже сейчас было понятно, что система развивается, и это развитие носит не декларативный, а реальный характер.

Для меня особенно важно, чтобы общественность, являющаяся конечным пользователем государственных услуг, могла видеть и ощущать эти изменения. Чтобы было очевидно, что качество подготовки государственных служащих повышается, подходы обновляются, а государственная служба постепенно становится более профессиональной и ориентированной на результат.

Когда граждане страны почувствуют эти изменения на себе, это и станет подтверждением вклада Академии в качественную динамику модели государственного служащего.

В момент создания Академия была, пожалуй, единственным образовательным центром, куда действительно было сложно поступить. Она обладала безупречной репутацией, высоким уровнем требований и серьёзным общественным признанием. Я убеждена, что этот статус необходимо возвращать.

Открытие новой магистр. программы с Фондом Ханнса Зайделя (сентябрь 2025).jpg

Академию не следует сравнивать с другими вузами. Мы не конкурируем ни с кем по одной простой причине: мы не обычный вуз и не готовим обычных специалистов. Наша ниша – государственные служащие, а это особая миссия и привилегия.

Академия должна оставаться учреждением, которое не просто обучает, а несёт полную ответственность за качество своего продукта – за каждого выпускника и слушателя. Государство должно быть уверено, что специалист, вышедший из стен Академии, действительно готов работать в системе государственного управления – профессионально, компетентно и устойчиво.

Именно к такому уровню мы и стремимся, чтобы словосочетание «Академия президента» вновь ассоциировалось с высокой планкой, серьёзной подготовкой и настоящим качеством.

- В ходе этих преобразований будете ли вы ориентироваться исключительно на запросы государства или также использовать общепринятые и международные практики?

- Конечно, мы работаем не только в рамках государственного заказа на обучение государственных гражданских и муниципальных служащих Кыргызской Республики. Наш новый статус как раз и предполагает более широкую академическую свободу. Это даёт нам возможность самостоятельно формировать академическую политику, выстраивать стратегию развития и, что важно, искать дополнительные источники доходов. Говоря языком экономики, нам необходимо диверсифицировать источники финансирования.

Мы не можем полагаться исключительно на республиканский бюджет и существовать только за счёт государственного гранта. Академия должна стать финансово устойчивой и независимой, и достичь этого можно лишь одним путём – создавая собственные коммерческие программы, которые будут востребованы и смогут приносить доход.

Это не только вопрос финансов, но и вопрос развития, конкурентоспособности и возможностей для качественного роста.

С этого года Академия прекратила набор на программы бакалавриата. Хотя для любого учебного заведения бакалавриат традиционно является значимой статьёй доходов, было принято осознанное решение отказаться от него, чтобы полностью сосредоточиться на нашей ключевой миссии – программах магистратуры и повышении квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.

Мы хотим заниматься тем, что соответствует нашему статусу и задачам, – подготовкой профессиональных управленцев, а не массовым обучением формального характера. Такой фокус позволит повысить качество работы и дать системе государственного управления именно тех специалистов, которые ей действительно необходимы.

Параллельно мы планируем запускать новые магистерские программы и для других секторов. В частности, программа Public Administration в первые годы существования Академии была одной из самых востребованных и популярных. Это направление остаётся актуальным и коммерчески привлекательным.

Сегодня, несмотря на большое количество вузов и программ, в стране по-прежнему сложно найти действительно эффективную магистратуру по public administration, ориентированную на практические инструменты и результат в сжатые сроки. Для создания такой программы необходимо привлекать зарубежных экспертов и профессоров, использовать международный опыт в сфере государственного администрирования, а также аккумулировать и восстанавливать богатый эмпирический опыт самой Академии.

Важно признать, что в этой сфере мир уже накопил колоссальные знания, и изобретать что-то новое не требуется. Наша задача — собрать лучшие мировые практики, адаптировать их к национальным особенностям, требованиям государственной политики и интересам страны, чтобы подготовка специалистов действительно отвечала современным вызовам.

1 место в интеллектуальной игре «Акыл таймаш» 08.10.2025.jpg

- Каким вы видите идеальный портрет выпускника Академии и на какие ориентиры опираетесь, говоря о качестве подготовки для государства?

- Сразу после моего назначения в июне 2025 года я начала встречаться со студентами Академии. Для меня было принципиально важно получить первичную и честную картину того, как на самом деле устроена жизнь Академии, непосредственно от тех, кто здесь обучается.

Общение со студентами и преподавателями — это самый открытый и непредвзятый канал информации, и я на него опираюсь.

Со своей стороны я стараюсь донести одну ключевую мысль: каждый выпускник – это визитная карточка Академии. Я прямо говорю студентам, что по ним будут судить не только об образовательном процессе, но и о нас – о коллективе, который их готовит.

Поэтому, формируя модель выпускника, мы прежде всего закладываем ценностную основу. Ключевая ценность – принадлежность к системе государственной службы. На мой взгляд, быть государственным служащим сегодня – это привилегия и осознанный выбор. Это путь непростой, иногда даже тернистый, но если человек его выбирает, значит, он хочет приносить пользу своей стране.

Во многих западных странах, особенно в Европе, в учебных планах ведущих университетов существует дисциплина «Служение обществу». У нас же, к сожалению, после обретения независимости эта философия во многом была утрачена. Мы словно забыли, что можно служить государству из стремления быть полезным, а не только ради вознаграждения.

Я искренне считаю, что государственная служба должна возвращать эту философию – философию служения обществу. Быть государственным служащим означает приносить пользу государству. Если эта составляющая исчезает, работа теряет свой смысл.

Именно на этой философии мы сегодня выстраиваем новые образовательные программы и обновлённый учебный план Академии.

28 декабря – день рождения выдающегося государственного деятеля Кыргызстана, имя которого носит Академия. Жусуп Абдрахманов – один из отцов-основателей нашей государственности. Масштаб его личности требует постоянного изучения и осмысления, особенно для поколения молодых лидеров.

В учебных программах вузов необходимо уделять больше внимания изучению политической философии наших отцов-основателей. В их трудах заложено множество идей, которые органично ложатся в основу современной системы государственного управления Кыргызстана.

Мне особенно отрадно поделиться тем, что за короткий срок преподаватели нашей Академии разработали курс, который мы условно назвали «Абдрахмановедение». Он принципиально отличается от традиционных учебных дисциплин и представляет собой академический курс рефлексии, направленный на развитие критического мышления и осмысление ключевых ценностей Жусупа Абдрахманова.

Этот курс станет обязательным для всех обучающихся Академии уже с 2026 года. По сути, это первый шаг к созданию курса политической философии Кыргызстана, над которым сегодня работает Академия.

Я хотела бы завершить словами Жусупа Абдрахманова: «Эркин элдин эртеңи болот. Кыргызымдын эркиндигине кызмат кыл». В этих словах и заключается миссия Академии.