Акималиев: Мы в состоянии полностью обеспечить продовольственную безопасность Кыргызстана

Интервью Загрузка... 19 Ноябрь 2025 16:17
7a82125e-c578-4568-86f2-5191db104b1f.jpg.850x445_q82_crop.jpg
copyright icon www

Кирилл Степанюк

Все материалы

О развитии сельского хозяйства и проводимых в аграрном секторе реформах в большом интервью КНИА «Кабар» рассказал академик НАН Кыргызстана, доктор сельскохозяйственных наук Жамин Акималиева. Ученый затронул ряд вопросов, требующих повышенного внимания. Кроме того, речь шла о насыщении внутреннего рынка доступным и качественным продовольствием, экспортных возможностях и политике сдерживания цен.

- В аграрном секторе Кыргызстана происходят масштабные изменения. Вы, как ученый, как можете охарактеризовать преобразования и выделить наиболее важные, которые позволили насытить внутренний рынок продовольствием?

- В действительности, в этой важнейшей отрасли экономики республики происходят заметные изменения. В результате мы сейчас обеспечиваем продовольственную безопасность своей страны по 5 видам продуктов из 9 необходимых. Непокоренными пока остаются пшеница (хлеб), растительное масло, плодово-ягодные культуры и частично яйца. Что касается сахара, то в прошлом году, производя у себя 120 тысяч тонн песка, мы обеспечили свою потребность на 80 процентов, чего не было за последние несколько лет. Однако из-за низкой урожайности в результате недостатка оросительной воды мы нынче произведем только 60 тысяч тонн сахара, и оставшуюся часть будем вынуждены завозить из зарубежных стран. В принципе, в ближайшие 5 лет мы имеем полную возможность обеспечить продовольственную безопасность за счет собственного производства по всем 9 социально значимым продуктам. Для этого потребуется увеличить посевные площади под основную продовольственную культуру до 350 тысяч гектаров, из которых не менее 60 процентов занять озимой пшеницей, обеспечивающей увеличение урожайности зерна до 35 процентов по сравнению с яровой.

Необходимо также увеличить площади подсолнечника, сафлора, рапса, сои и льна масличного в 3 раза с тем, чтобы обеспечить свое население качественным и дешевым растительным маслом. Мы ежегодно производим достаточное количество плодов и ягод, причем исключительно высокого качества в условиях Иссык-Кульской котловины и Баткенской области, но мы теряем до 40 процентов выращенной продукции из-за отсутствия ее переработки, сбыта и экспорта. Разве можно считать нормальным, что лишь 1 процент знаменитых Баткенских урюков и Иссык-Кульских абрикосов перерабатываются на месте, а остальная часть сбывается в сыром виде или просто пропадает.

При интенсивном строительстве перерабатывающих предприятий можно и нужно обеспечить свою потребность за счет производимого в республике объема. А ведь нынче мы завозим извне чуть ли не половину потребности в плодово-ягодной продукции. Что касается яиц, то у нас неплохо строятся новые птицефабрики, и мы имеем полную возможность обеспечить население свежими и дешевыми яйцами.

- Недавно Министерство сельского хозяйства отчиталось о том, что по всей группе социально-значимых товаров Кыргызстан достиг продовольственной безопасности. При этом население испытывает давление цен. Особую обеспокоенность вызывает рост стоимости мяса, что вынудило государство вмешаться в эту ситуацию. На Ваш взгляд, что нужно сделать для того, чтобы граждане имели доступ к качественной и недорогой продукции сельского хозяйства и животноводства?

- С мясом у нас создалась парадоксальная ситуация. Дело в том, что за последние годы в республике значительно увеличилось поголовье сельскохозяйственных животных. Так, на начало 2025 года мы имеем 1,8 млн голов крупного рогатого скота, 6,3 млн голов овец и коз, 7,7 млн голов домашней птицы, 553,5 тыс. лошадей и 61,6 тыс. голов яков. Это даже больше, чем в советское время. Правда сейчас частные животноводы больше внимания уделяют скотоводству, коневодству и яководству, считая их более выгодными и требующими меньше затрат по сравнению с содержанием овец и коз.

Производство мяса в республике в 2024 году составило 460 тысяч тонн, что на 2,6 процента больше, чем в 2023 году. По предварительным данным Нацстаткома КР, производство мяса за январь-октябрь 2025 года составило 371,4 тыс. тонн, что на 4,5 тыс. тонн больше аналогичного периода 2024 года. И несмотря на это, постоянно происходит повышение цен на мясо. В этой связи государство вынуждено вмешаться в этот искусственно создаваемый ажиотаж.

Во-первых, решением кабинета министров КР, начиная с 11 августа 2025 года, введено государственное регулирование цен на мясо до 31 декабря 2025 года, при котором цена за килограмм мяса не должна превышать 690 сомов.

Во-вторых, своим постановлением от 20 августа 2025 года кабмин временно запретил вывоз из страны сельскохозяйственных животных – крупного рогатого скота, лошадей и коз. Отдельно, 26 сентября 2025 года, было принято решение продлить запрет на вывоз сельскохозяйственных животных еще на полгода.

Однако, несмотря на такие решительные меры, цены на мясо не только не уменьшились, а наоборот даже увеличились до 900 сомов за килограмм. И это в то время, когда оптовая цена за мясо с ферм составляет 450-500 сомов. При этом торговая наценка по правилам рыночной экономики, о чем сейчас много говорят, должна составлять 15 процентов. А на практике мы сталкиваемся с повышением цен аж на 100 процентов.

Проблема искусственного завышения розничных цен связана с тем, что в цепочки поставок мяса вовлечены недобросовестные посредники. Если называть вещи своими именами, то мы имеем дело с накрутками самых что ни на есть спекулянтов. Этого не должно быть, так как такого рода «бизнесмены» девальвируют тяжелый труд животноводов и наживаются на простых людях. Они разгоняют инфляцию, нанося значительный ущерб государству. Если мы не устраним перекупщиков и не привлечем к уголовной ответственности спекулянтов, то сколько бы мяса мы не производили, оно не приведет к уменьшению стоимости мяса. Вот где зарыта собака.

Но есть еще один фундаментальный путь урегулирования этой сложной проблемы - это если государство само будет осуществлять закупку, транспортировку, хранение, переработку, сбыт и экспорт мяса, производимого в местных крестьянских хозяйствах. Тогда государство действительно будет проводить нужную ценовую политику и устанавливать твердые цены на мясо. Но для этого нужно иметь крупные мясокомбинаты и всю инфраструктуру, связанную с этим сложным производственным процессом. Возможно, стоит восстанавливать систему потребкооперации и заготовительных контор. В этих целях не исключено создание специальной республиканской Агропродкорпорации по закупке, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, в частности мяса.

- Мы видим, как по стране открываются птицефабрики, масштабируются сельскохозяйственные кооперативы, открываются цеха переработки. Как Вы можете оценить перспективы аграрного сектора Кыргызстана и насколько велики его возможности?

- Вы попали в десятку. Как известно, президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров 22 июля 2024 года издал специальный Указ «О мерах по дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики». Данный указ наполнен надеждой на развитие нашего отечественного производства. Меры, предложенные главой государства, очень своевременны и крайне необходимы, так как с мелкотоварным и низкорентабельным сельским хозяйством мы далеко не уедем.

Как показывает мировая практика, только крупные производства могут дать высокие производственные показатели с низкой себестоимостью продукции. В настоящее время в республике имеются более 500 тысяч мелких крестьянских хозяйств и ферм, которые имеют в своем распоряжении всего по 1,5-2 гектара земли. Результат этого сумасшедшего дробления весьма плачевен.

Единственный выход, а именно на это направлен указ президента, - это укрупнение мелкотоварных хозяйств и создание соответствующих кооперативов. Это спасение агропромышленного комплекса от полного краха. Стимулировать можно и нужно освобождением фермеров, готовых к совместной работе от всех видов налогов.

Кроме этого, желающие объединиться должны быть обеспечены беспроцентными кредитами со стороны государства. Такие меры, несомненно, оправдают себя повышением производительности труда и продуктивности сельского хозяйства в разы. Неукоснительное исполнение указа президента о стимулировании добровольного объединения фермерских хозяйств в кооперативы для повышения их эффективности и создания крупнотоварного производства должно стать главной задачей всех и вся на ближайшие годы.

Что касается переработки, то она вышла на первый план, ибо из-за ее отсутствия мы ежегодно теряем до 30 процентов выращенной продукции. Куда это годится?! В этой связи президент поручил довести объем производства перерабатывающей продукции сельского хозяйства до 50 процентов к 2040 году. Для этой цели предусмотрено вложение крупных финансовых средств.

- Какие отрасли аграрного сектора страны обладают серьезным экспортным потенциалом? В какие культуры или проекты наши фермеры могут вкладываться без боязни, чтобы иметь гарантированный сбыт?

- Экспортным потенциалом располагают, по существу, все отрасли нашего сельского хозяйства, так как они ведутся в экологически чистой зоне. Наибольшими возможностями обладают такие культуры, как картофель, овощи, фрукты и ягоды, фасоль, молоко, мясо, рыба и мед. Гарантированный их сбыт и экспорт обеспечивается их отменным качеством и высоким спросом на внешнем рынке, то есть конкурентоспособностью.

- Выращенные в Кыргызстане овощи и фрукты обладают высоким качеством и пользуются спросом. Валютная выручка безусловно важна для хозяйств, она идет на приобретение сельхозтехники и оборудования. Но повышенный внешний спрос часто создает дисбаланс, подстегивает рост цен внутри страны. В этой ситуации нужны какие-то меры для поддержания стабильности и защиты внутреннего рынка…

- Несомненно, вопросы, связанные с экспортом сельскохозяйственной продукции, должны решаться в строгом соответствии с Законом «О продовольственной безопасности», согласно которому все люди в любое время должны иметь физический и экономический доступ к достаточной и безопасной пище, которая отвечает их диетическим потребностям и пищевым предпочтениям, для поддержания активного и здорового образа жизни.

При этом следует осуществлять постоянный контроль над ценами с тем, чтобы не допустить необоснованные накрутки. В этом отношении большая ответственность ложится на Службу антимонопольного регулирования, которая располагает всеми необходимыми механизмами для своевременного решения этого глубоко социального вопроса. Но, к сожалению, антимонопольная служба часто оглядывается, долго думает и работает по принципу «и овцы были целы, и волки были сыты».

Таким образом, упускают время для оперативного решения возникших проблем с ценами. И в этой связи первым лицам государства самим приходится заниматься снижением цен на основные продукты в ручном режиме. Правительство в целом и Министерство экономики и коммерции в частности должны серьезно повысить ответственность Службы антимонопольного регулирования за порученный участок работы.

В заключение следует подчеркнуть, что продовольственная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности.