Антикоррупционные реформы в Кыргызстане: опыт Европы и политическая воля президента

Загрузка... 16 Май 2025 12:58
IMG_4186.jpeg
copyright icon www
Айпери Кожоева

Айпери Кожоева

Все материалы

Бишкек, 16.05.2025. /Кабар/. Консультант-эксперт Антикоррупционного делового совета при президенте КР, международный антикоррупционный эксперт и научный исследователь Замир Айылчыев рассказал о ключевых элементах антикоррупционной трансформации Кыргызстана, об опоре на цифровые технологии, институциональном развитии и образовательной политике как долгосрочной основы реформ.

Коррупция — это явление, которое напрямую препятствует развитию общества, привлечению инвестиций в экономику и подрывает доверие граждан к власти. Она ослабляет легитимность государственных институтов, способствует росту теневой экономики и разрушает демократические структуры. Однако мировой опыт показывает, что с коррупцией можно бороться системно. Для этого необходимы политическая воля, применение современных технологий, создание независимых институтов и повышение общественного сознания. Такие страны, как Эстония, Латвия, Литва и Чехия, успешно реализовали эти принципы и за последние 20 лет смогли существенно сократить уровень коррупции. Кыргызстан также имеет полную возможность использовать их опыт и адаптировать его с учётом своих условий для выведения антикоррупционной политики на новый уровень.

С 2021 года борьба с коррупцией стала стратегическим направлением в Кыргызстане. Главным двигателем этих изменений стала политическая воля и решимость к реформам президента Садыра Жапарова. По его инициативе был создан Антикоррупционный деловой совет при президенте, с целью наладить диалог между гражданским обществом и властью, обеспечить открытость и проводить мониторинг процессов. Под руководством генерального секретаря Совета Нурипы Мукановой усилилось взаимодействие между министерствами и гражданским обществом, что сыграло важную роль в укреплении доверия. Кроме того, по инициативе главы ГКНБ Камчыбека Ташиева реализуется «трёхуровневый антикоррупционный подход»: (1) систематизация антикоррупционной работы, (2) усиление ответственности в рамках закона и (3) информирование общества для обеспечения общественной поддержки. В результате, по данным Министерства финансов, в 2024 году теневой сектор экономики сократился на 31%, и в бюджет было возвращено миллиарды сомов из незаконных схем.

Сегодня Эстония признана одной из самых успешных стран в мире по внедрению цифрового управления. В этой стране 99% государственных услуг предоставляются онлайн. Через платформу X-Road гражданин предоставляет свои данные только один раз, а все государственные органы получают к ним доступ. Такой принцип «один раз — одна информация» снижает уровень бюрократии и минимизирует прямые контакты, создающие риски взяточничества. Более того, Эстония стала первой страной в мире, внедрившей онлайн-голосование (i-Voting) в 2005 году, и уже в 2023 году 51% избирателей воспользовались этой возможностью. Система позволяет избирателю проверить свой голос и таким образом укрепляет доверие к выборам. В Кыргызстане платформа обмена данными «Түндүк» уже запущена, но для её полноценного использования и цифровизации госуслуг необходимы дополнительные шаги. Внедрение принципа «одного окна», интеграция баз данных и организация электронных выборов (например, сначала в студенческих парламентах) могли бы значительно снизить коррупцию и повысить доверие общества.

Чехия и Литва, в свою очередь, сделали акцент на укреплении правовой базы и независимых институтов. В Литве Специальная следственная служба (STT) занимается профилактикой, расследованием коррупции и просвещением общества. В Чехии Национальное управление по борьбе с организованной преступностью специализируется на расследовании высокоуровневых коррупционных дел. Эти органы подчиняются парламенту и работают независимо от политического влияния. Дополнительно в Литве принят закон о лоббизме. Через систему «крест-деклараций» лоббисты и государственные служащие обязаны раскрывать информацию о своих взаимодействиях. Чтобы внедрить подобные модели в Кыргызстане, предлагаются следующие меры: публичное раскрытие деклараций о доходах и имуществе госслужащих, введение двухлетнего «периода охлаждения» перед переходом высокопоставленных чиновников в частный сектор, усиление законодательства о конфликтах интересов и ужесточение контроля за отмыванием денег.

Для устойчивости антикоррупционной политики важную роль играет образование и повышение уровня общественного сознания.

В Эстонии, Латвии и Литве образование рассматривается как ключевой инструмент в борьбе с коррупцией. В школах этих стран введены такие предметы, как «Этика», «Интегритет» и «Гражданская добропорядочность». В университетах обязательными стали курсы по «Государственному управлению» и «Цифровой безопасности». В Кыргызстане такие предметы преподаются только на отдельных факультетах. Поэтому необходимы национальные стратегические программы. Среди них: постоянные тренинги и онлайн-сертификация для государственных служащих, создание образовательных платформ по гражданскому просвещению для школ и вузов. Без осознания гражданами своей ответственности даже лучшие законы и технологии не принесут ожидаемых результатов.

Подводя итоги, можно сказать, что Кыргызстан движется в правильном направлении в борьбе с коррупцией. Политическая решимость, поддержка общества и активизация госорганов уже дают реальные результаты. Эстонская цифровая модель, реформы Чехии и Литвы через независимые институты могут служить полезными примерами. Однако эти модели должны адаптироваться с учётом местных условий, а не копироваться напрямую. При условии системного продолжения реформ, Кыргызстан может в ближайшие годы войти в число стран с эффективным и прозрачным управлением не только в Центральной Азии, но и в мире.