Антикризисный план. Минэкономики вырабатывает меры на случай сокращения объемов поставок ГСМ

Аналитика Загрузка... 23 Октябрь 2025 16:21
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

Кирилл Степанюк

Все материалы

Бишкек, 23.10.25. /Кабар/. Ситуация на рынке автомобильного топлива оставляет желать лучшего, так текущее положение дел охарактеризовал глава Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канатбек Эшатов. Он рассказал, что уже в течение 2-х месяцев республика недополучает запрашиваемые объёмы ГСМ. Это вызвано тем, что ряд НПЗ в России были выведены в ремонт, как плановый, так и аварийный.

Компании-поставщики начали расходовать ранее созданный запас, что привело к сокращению резервов почти вдвое. Если раньше на базах хранился бензин и дизель, покрывавший двухмесячную потребность республики в горючем, то сейчас топлива осталось на месяц. Кроме того, сокращение объемов производства в России вызвало всплеск биржевых цен. Это и было главной причиной заметного подорожания топлива на АЗС Кыргызстана. Резких скачков удалось избежать как раз-таки благодаря имевшимся резервам.

WhatsApp Image 2025-10-23 at 16.02.46.jpeg

Время идет, а ситуация у производителей к лучшему пока не меняется. Повышенный спрос продолжает подталкивать биржевые котировки вверх. Топливо в первую очередь забирают те, кто предлагает больше. В этой ситуации наши нефтетрейдеры, которых просят сдерживать цены, оказались в затруднительном положении. И понятно, что работать себе в убыток, компании не могут.

В Госантимонополии подсчитали, что закупки топлива по новым котировкам приведут к росту розничных цен на АЗС Кыргызстана примерно на 15%. Для экономики это может быть шок, который подстегнет инфляцию, что в свою очередь создаст дополнительную финансовую нагрузку на граждан. Чтобы избежать такого сценария и сохранить социальную стабильность, со стороны Минэкономики предложен ряд антикризисных мер.

Этот план включает в себя введение временного снятия налоговой нагрузки на поставщиков и реализаторов топлива. Предлагается прекратить отчисления в Дорожный фонд, отказаться от взимания акцизного налога, НДС, маркировки топлива, экологического сбора и сертификацию ГСМ. В Министерстве экономике обращают внимание на то, что в структуре стоимости топлива эти платежи составляют около 20 процентов. Меры будут действовать до нормализации ситуации.

WhatsApp Image 2025-10-23 at 15.57.55.jpeg

Второй шаг - это предоставление нефтетрейдерам кредитов на закупку ГСМ по новым, повышенным ценам. «Данная мера неоднократно показала на практике эффективность в условиях нехватки оборотных средств у нефтетрейдеров. Со своей стороны нефтетрейдеры выразили готовность обеспечить бесперебойные поставки нефтепродуктов до конца текущего года и выполнить обязательства в рамках заключенного с Антимонополией соглашения», — подчеркивают в ведомстве.

Экономист Кубат Рахимов отмечает, что меры, обсуждаемые в правительстве Кыргызстана, носят прямое, адресное воздействие. «Снижается налоговое бремя и, кроме того, если поставщики нефтепродуктов получат льготные кредиты, они повысят свои экономические возможности по маневру, для закупа необходимых объёмов на биржах. Сейчас Россия активно использует биржевые инструменты. С одной стороны это плюс, но с другой минус, потому что скачки цен, так или иначе, отражаются на наших потребителях.

Если мы посмотрим чистую себестоимость того же дизеля или бензина, то увидим, что эта цена сильно отличается от розничной, за счет налоговой нагрузки. В принципе во всем мире товары такого рода, их производство, импорт и реализация находятся под контролем государства. В некоторых странах акцизы достигают 90 процентов стоимости самого товара. Поэтому здесь крайне важно учитывать сложившиеся факторы, при закупке ГСМ.

Ну, конечно же, правительству, его профильным ведомствам нужно серьезно думать о диверсификации закупок. Тот же Азербайджан может предложить хорошие условия, возможно по Туркменистану будут какие-то варианты, какими-то объемами нас может подстраховать Казахстан. Я бы не стал исключать поставок топлива из Китая, там оно дороже, но хорошего качества.

Не нужно всего этого бояться. Нужно подходить гибко. Эффективно ли в нынешних условиях Минэкономики? Думаю, да», - резюмировал Кубат Рахимов.

WhatsApp Image 2025-10-23 at 15.58.08.jpeg

Фактически, можно говорить о том, что у правительства готов план на случай еще большего сокращения объемов поставок ГСМ в Кыргызстане. Введение этих мер позволит нивелировать влияния топливного кризиса на экономику и социальную сферу. Так, например, временный отказ и ряд налогов и процедур позволит скорректировать ценовую политику так, что топливо, закупаемое по повышенным биржевым котировкам, будет отпускаться в розницу по стоимости сопоставимой с той, что мы имеем сейчас. При этом будет решен главный вопрос - республика сможет получать топливо стабильно и в требуемых объемах.