Буллинг в школьной среде: кто становится жертвой и почему это опасно – интервью с психологом

Интервью Загрузка... 21 Май 2025 11:17
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous
copyright icon www

Одной из наиболее распространённых, но при этом часто скрытых проблем среди школьников является буллинг. Насмешки, издевательства, физическое насилие или социальное исключение из группы — всё это напрямую влияет на психику ребёнка, причиняя ему глубокие внутренние травмы. Это не просто ссора или школьный конфликт — буллинг может иметь тяжёлые последствия и даже привести к трагедиям.

О том, почему важно говорить об этой проблеме, агентству «Кабар» рассказала член Кыргызской психоаналитической ассоциации, опытный психолог Гульнара Малабаева.

WhatsApp_Image_2025-05-20_at_17.39.30.width-800.jpg

Что такое буллинг и его формы

Буллинг часто начинается не с крика, а с молчания. Ребёнок избегает взгляда в глаза, начинает прогуливать школу, становится либо замкнутым, либо чрезмерно агрессивным. Взрослые, к сожалению, не всегда вовремя замечают эти изменения, но в их основе лежит тяжёлая психологическая травма. Поскольку буллинг носит регулярный характер, ребёнок вынужден каждый день жить в этом состоянии. Он часто не может открыто рассказать о своей проблеме, и не может просто перестать ходить в школу. В итоге он продолжает жить с этой болью в одиночестве.

С психоаналитической точки зрения буллинг — это не просто проявление агрессии. Это повторяющееся насилие, в котором один ребёнок за счёт унижения другого пытается снять собственное внутреннее напряжение.

Формы буллинга:

Физический буллинг: намеренные толчки, удары, избиения и т.п.

Вербальный буллинг: насмешки, клички, оскорбления, унижения.

Социальный буллинг: исключение из группы, изоляция, игнорирование.

Кибербуллинг: особенно опасная форма, поскольку от неё нельзя просто «уйти домой» — она проникает в личное пространство через интернет.

Буллинг — это не проявление силы, а, наоборот, признак внутренней психологической слабости. Некоторые дети, чтобы не стать жертвой, сами становятся агрессорами — порой неосознанно.

1536x864_cmsv2_d9f311a1-5bb0-5d10-bf05-777442f.width-800.png

Кто становится агрессором, а кто — жертвой?

С психологической точки зрения у буллинга всегда две стороны, и обе страдают. Чаще всего жертвами становятся дети с высокой чувствительностью, те, кто не умеет выражать свои эмоции, стремится быть «удобным» и добрым. В их семьях, как правило, от ребёнка требуют послушания и эмоционального сдерживания.

Агрессорами же, как правило, становятся не сильные, а дети, не умеющие справляться со своей агрессией. Чаще всего они приносят её из семейной среды. Агрессия становится их способом самозащиты и попыткой не выглядеть слабыми. Иногда агрессорами становятся дети, которым не объяснили границы дозволенного и не научили справляться с эмоциями.

Важно учить ребёнка устанавливать личные границы

Ребёнку необходимо помогать формировать свои психологические границы. Он должен понимать, что имеет право на свои чувства: грусть, злость, радость или тревогу — всё это нормально. Иными словами, важно развивать эмоциональный интеллект.

Ребёнок также должен уметь отличать свои чувства от чужих. Если кто-то сердится на него или выражает недовольство — это не значит, что ребёнок плохой. Это, скорее, говорит о том, что другой человек не умеет справляться со своей агрессией.

Рядом с ребёнком обязательно должен быть взрослый, который принимает его в любом состоянии — хорошем или плохом. Это формирует у ребёнка ощущение внутренней опоры.

Если ребёнок знает: «Я не плохой, я просто оказался в сложной ситуации», — он не потеряет себя под давлением. Напротив, он сможет обратиться за помощью и поймёт, что это нормально.

WhatsApp_Image_2025-05-20_at_17.32.23_1.width-800.jpg

Почему нужно развивать эмоциональный интеллект

Профилактика буллинга — это не просто соблюдение правил. Это вопрос общей культуры взаимоотношений в классе. Дети должны уметь называть и выражать свои чувства. Важно, чтобы взрослые разрешали детям открыто говорить о стыде, злости, страхе или непонимании.

В классе необходимо создать пространство, где каждый ребёнок может быть услышан. Иначе дети, не умея справляться с фрустрацией (разочарованием, внутренней болью), будут выражать её через поведение, в том числе через буллинг. Насмешки — это не просто шутка, а признак накопившейся агрессии.

Работать с этой агрессией важно и необходимо — при участии взрослого. Если её не проработать, она не исчезнет, а продолжит разрушать изнутри.

e9458a97-48af-49a3-95e1-cda2143127e9.width-800.jpg

Жертва буллинга может остаться в этом состоянии на всю жизнь

Психоанализ показывает, что неосознанные, невыраженные психологические травмы закрепляются в подсознании. Ребёнок, переживший буллинг, может всю жизнь оставаться в позиции жертвы — он может бояться выражать мнение, не доверять людям или, наоборот, сам стать агрессором.

Хуже всего, если человек начинает считать, что он заслуживает такого отношения. Тогда, повзрослев, он может сам искать унижение в рабочих или личных отношениях. А если буллинг не остановить, он может перерасти в домашнее насилие, эмоциональный шантаж и изоляцию.

Буллинг — это всегда симптом. Он сигнализирует, что в группе отсутствует механизм выхода для накопленных чувств: агрессии, страха, тревоги. И задача взрослых — не просто остановить внешний конфликт, но понять, что стоит за ним.

Порой и жертва, и агрессор внутренне кричат: «Я один. Я не справляюсь. Помогите мне». Если взрослые смогут это увидеть — это станет началом перемен. Буллинг чаще всего требует вмешательства и поддержки взрослых.