Бишкек, 22.04.25. /Кабар/. Кабинет министров в рамках пакета решений по дебюрократизации инициировало введение моратория на заочную форму обучения по таким специальностям, как юриспруденция, экономика, менеджмент и международные отношения.
Также планируется переход на цифровое дистанционное обучение и упрощение процедуры признания степеней PhD, полученных в зарубежных вузах.
На сегодняшний день в Кыргызстане действуют 74 высших учебных заведения, из которых 34 являются государственными, а 40 — частными. В стране обучается более 220 тысяч студентов, свыше 80% из них — в государственных вузах.

В учебных заведениях предусмотрены очная, вечерняя и заочная формы обучения. С 2012 года, после перехода на Болонскую систему образования, большинство вузов работает по четырехлетней системе «бакалавриата».
По словам начальника учебного управления Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева, кандидата исторических наук Эдильбека Амантур уулу, кабинет министров, Министерство образования и науки, а также вузы ведут статистику по подготовке специалистов в каждом направлении. Лицензии на образовательную деятельность выдаются отдельно для очной, вечерней и заочной форм обучения.

«Ранее действовали ограничения по количеству студентов и годам обучения. С 2023 года эти ограничения были сняты, и вузы начали принимать неограниченное количество студентов на все формы обучения. В результате резко возросло число студентов, обучающихся по таким специальностям, как юриспруденция, экономика, менеджмент и международные отношения. Раньше количество студентов заочного отделения не должно было превышать 25% от числа студентов очного отделения, но это правило также отменили. Поэтому общее число студентов, особенно заочников, значительно увеличилось. Думаю, что ограничения стоило бы ввести не только для указанных специальностей, но и для других», — отметил специалист.
Эдильбек Амантур уулу добавил, что с 2014 года в заочной форме обучения применяются дистанционные технологии.
«По сути, это одно и то же. При заочном обучении преподаватель и студент не находятся в постоянном контакте. Поэтому считать, что можно отменить заочное обучение и заменить его дистанционными технологиями — это заблуждение. Возможно, стоит усилить использование дистанционных технологий на очной форме для отдельных дисциплин.

Говоря гипотетически, эти изменения, в первую очередь, улучшат качество подготовки кадров. Студенты очного отделения регулярно посещают занятия, и их учебный процесс контролируется. Во-вторых, это стимулирует поиск новых, более качественных методов заочного обучения. Вузы задумаются о совершенствовании программ по другим специальностям и усилении дисциплины», — подчеркнул он.
Отмечается, что данная инициатива продиктована необходимостью повышения качества подготовки специалистов по этим направлениям. Из-за большого количества студентов снизились показатели трудоустройства выпускников. Также актуален вопрос снижения коррупционных рисков в сфере образования.
Предлагаемый мораторий носит временный характер и будет действовать до тех пор, пока не будет дана комплексная оценка качеству образовательного процесса и уровню подготовки выпускников. После этого планируется внедрение новых форматов обучения, сочетающих дистанционные и традиционные методы с обязательным включением практических модулей.