Бишкек, 31.10.25 /Кабар/. В последние годы в Кыргызстане активно реализуются крупные дорожные проекты за счёт государственного бюджета.
В последние годы дорожная отрасль страны развивается особенно динамично. Благодаря поддержке госбюджета реализуется ряд масштабных проектов, имеющих стратегическое значение. Улучшение качества внутренних и международных дорог способствует экономическому росту, укреплению связей между регионами, повышению удобства передвижения граждан и развитию туризма. Эти изменения также стимулируют социально-экономическое развитие страны.

Общая протяжённость автомобильных дорог Кыргызстана составляет около 34 тысячи километров. Эти трассы соединяют регионы, обеспечивают международный транзит и способствуют товарообороту. В последние годы Министерство транспорта и коммуникаций уделяет особое внимание ремонту и строительству стратегических, государственных и местных дорог, а также международных коридоров.
Так, в 2021 году в стране было заасфальтировано 175 км дорог, в 2022-м — 488 км, в 2023-м — 673 км, а в 2024-м — 802 км, при этом ещё 1200 км дорог построены заново.
По данным заместителя директора Департамента дорожного хозяйства при министерстве Дуулата Муканбетова, за годы независимости в Кыргызстане за счёт государственного бюджета реализуется несколько крупных проектов.

Основные дорожные проекты
- Барскоон – Бедель (150 км) — соединяет село Барскоон на южном берегу Иссык-Куля с контрольно-пропускным пунктом Бедел на кыргызско-китайской границе. Строительство рассчитано на пять лет. Проект включает два тоннеля, более 30 мостов, галереи от лавин, противообвальные и противоселевые сооружения.
- Балыкчы – Боконбаев – Каракол (141,64 км) — модернизация трассы, призванная улучшить инфраструктуру Иссык-Кульской области.
- Ала-Бука – Жаңы-Базар – Кировка (100 км) — капитальный ремонт с 2023 года, полностью финансируется из госбюджета. Уже уложено 74 км нижнего и 52 км верхнего слоя асфальта. Дорога IV категории, двухполосная, рассчитана на нагрузку до 11,5 тонны. В проекте предусмотрено 11 мостов и 22 водопропускных сооружения.
- Бишкек – Ош (участок Суусамыр): впервые за 25 лет проводится капитальный ремонт стратегической автотрассы. В этом году начато обновление 104 км дороги от Суусамырской долины до ущелья Чычкан. Планируется отремонтировать 85 км трассы, уже уложен асфальт на 81 км.
- Север-Юг (Сафаровка – Барпы, 25 км) — завершающий участок альтернативной трассы Север – Юг. В строительстве задействовано 54 единицы техники и 105 работников.
- На трассе Север – Юг активно строятся 5 крупных сооружений — две лавинозащитные галереи и три эстакадных моста.
- Суусамыр – Талас – Тараз (IV фаза, 93 км) — реконструкция участка от Таласа до КПП «Кичи-Капка». Работы рассчитаны на 2025–2028 годы, гарантийный срок — 5 лет.
- Иссык-Кульская кольцевая дорога (Корумду – Балбай Баатыр) — активно ведётся строительство: подготовка основания, укладка асфальта, установка водопропускных труб и мостов. Уже уложен нижний слой асфальта на 77 км. Дорога будет четырёхполосной, с металлическим ограждением, освещением, озеленением, остановками, зонами отдыха и парковками.

Кроме того, министерство реализует проекты по созданию альтернативных трасс вокруг Бишкека, чтобы разгрузить движение. Строится первая шестиполосная магистраль с двухуровневыми развязками. Идёт реконструкция дорог Лебединовка – ГЭС-5, Бишкек – Кант, Бишкек – Күнтуу – Шопоков. Улучшается доступ и к туристическим направлениям.
Новые дороги и техника
В этом году уже открыты и введены в эксплуатацию участки:
- Узген – Мырзаке – Кара-Кулжа,
- Ош – Баткен – Раззаков,
- Тюп – Кеген,
а также обновлена центральная улица в Чолпон-Ате.

Отмечается, что 80% дорожных проектов в стране финансируются из государственного бюджета. Благодаря поддержке президента Садыра Жапарова значительно увеличено бюджетное финансирование дорожной отрасли, что позволило реализовать крупные инфраструктурные инициативы.
Техническая база дорожной службы также укрепляется: за счёт Дорожного фонда за последние годы закуплено 750 единиц спецтехники, а в 2026 году планируется приобрести ещё 484.