Главный тренер нацсборной КР по параплаванию: Детям с ОВЗ надо дать вкус к жизни

Интервью Загрузка... 23 Май 2025 11:57
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

Назгуль Нурманбетова

Все материалы

Тренируя детей с инвалидностью, порой важнее не просто с ними заниматься для получения наград, а разбудить в них вкус к жизни, считает главный тренер национальной сборной КР по параплаванию Ислам Турдыев. Именно это, по его мнению, становится ценнее всяческих наград. Имея два высших образования, он стал не просто тренером для детей с ОВЗ, но и другом, которого особенным детям чаще всего не хватает. О тонкостях своей профессии, о ее трудностях и ценностях Ислам Турдыев рассказал читателям «Кабара».

- Ислам Пархатович, как Вы пришли в этот вид спорта?

- С самого детства я занимаюсь плаванием. Где-то ближе к 18 годам устроился спасателем, а параллельно стал понемногу показывать детям, как правильно держаться на воде. Родители это заметили и начали просить меня позаниматься с их детьми — так я и стал тренером.

WhatsApp Image 2025-05-23 at 11.53.28 (1).jpeg

- Какое у Вас образование?

- У меня два высших образования: по адаптивной физической культуре и тренер по плаванию. Написал 1 научную статью и 2 научных наблюдения.

- Почему решили стать тренером у детей с ОВЗ?

- Однажды ко мне пришёл ребёнок с особенностями развития. Сначала я не знал, как с ним правильно работать, но стало интересно разобраться — начал искать информацию, читать про разные типы особенностей, методы обучения. Стал обучаться этому, и появились первые результаты. А в нашем небольшом городе, как водится, «сарафанное радио» сработало быстро — пошли новые запросы, и так всё закрутилось.

- С какими диагнозами в основном Ваши подопечные?

- Сейчас основное направление моей работы — это дети с особенностями опорно-двигательного аппарата, но я занимаюсь также и с ребятами с синдромом Дауна, и с теми, у кого есть особенности в интеллектуальном развитии.

765545.JPG

- Очень сложно заниматься с особенными детьми, наверное, попутно приходится быть и психологом?

- Сейчас меня увлекает спортивная психология. Очень важно наладить контакт не только с ребёнком, но и с родителями. Часто они просто хотят «закрыть гештальт»: главное, чтобы ребёнок чем-то занимался. Но конкретной цели у них может и не быть. Я стараюсь вместе с ними эту цель найти, понять, что для них действительно важно и куда они хотят прийти.

- У Вас своя особенная методика занятий?

- Наверное, моя особенность как тренера — это индивидуальный подход и требовательность. Я не делю детей на «обычных» и «особенных», каждый работает на максимум своих возможностей, и я с каждым стараюсь выстроить честное и уважительное взаимодействие.

- Считаю очень важным детей не только тренировать, но и вдохновлять на победы, причем на победы не только в спорте, но и в жизни. Были ли в Вашей практике позитивные случаи, когда у детей с ОВЗ все получалось, и их жизнь менялась в лучшую сторону?

- Много таких случаев. Например, ко мне на плавание ходил мальчик с ОВЗ, и в переходном возрасте у него началась депрессия, апатия, он хотел наложить на себя руки. В тот момент он искал в ком-то поддержку и позвонил мне. Парень рассказал, что хочет покончить с собой. Мы долго говорили с ним, я старался подобрать правильные слова, пробудить в нем вкус к жизни, словом, поддержать его и дать мотивации. И все обошлось. Как он потом признался, в тот момент он именно во мне видел поддержку. На данный момент он уже не тренируется. Он повзрослел, работает, у него своя личная жизнь и у него все хорошо. Я рад, что смог помочь ему.

9898.JPG

- В чем трудность Вашей профессии и в чем ее ценность?

- Одна из главных трудностей — донести до всей семьи, что физическая активность — это не просто про здоровье тела. Это и про психику, и про самооценку, и про ощущение жизни. Иногда семья это понимает не сразу, но когда начинает видеть, как меняется ребёнок — тогда приходит настоящее понимание.

А самое ценное – это, наверное, то, что через спорт мы показываем, что можно социализировать особенных детей, показать, что они – полноценные члены общества и имеют все шансы и возможности для достижения спортивных целей.

- В Кыргызстане очень мало тренеров, которые занимаются с детьми с инвалидностью. На Ваш взгляд, почему сложился такой дефицит профессионалов в этой области и как исправить ситуацию?

- На данный момент в Кыргызстане набирают популярность реабилитация и занятия плаванием с особенными детьми. Если честно, я давно уже не слежу за тенденциями, как обстоят дела с кадрами у нас в стране, но отвечу: чтобы было больше профессионалов, нужно вовлекать в работу и образование особенных людей тоже, только они могут знать, через что проходят люди с ОВЗ.