Заметная внешнеполитическая активность Кыргызстана продиктована глобальными процессами на международной арене. Мир стремительно меняется, проходя через турбулентность и ломку, формируется новый уклад межгосударственных отношений, появляются новые полюса силы. В период больших перемен дипломатия является одним из ключевых инструментов отстаивания национальных интересов. Об этом ИА «Кабар» подготовило интервью с кандидатом политических наук, доцентом Международного университета Кыргызстана Айнурой Молдокеевой.
- Насколько важна в условиях глобальной турбулентности активная дипломатия на внешнем контуре. Как вы оцениваете результаты, достигнутые Кыргызстаном в этом направлении?
- Обретение Кыргызстаном независимости актуализировало проблему формирования и последовательной реализации самостоятельной внешней политики, отвечающей национальным интересам, росту авторитета и положения страны в мировом сообществе. Приоритеты КР во внешней политике многовекторны. Для Кыргызстана во внешней политике важным является региональное сотрудничество, которое и в рамках центрально-азиатских стран, и в рамках провозглашенного нового Тюркского союза государств, мне кажется, является наиболее приятным, приемлемым и удобным для Кыргызстана вариантом. То есть многостороннее сотрудничество с разными странами в регионе. Тем не менее, Кыргызстан –одна из стран, которая продолжает свои диалоги и связи с Кремлем, с Москвой. Этому способствует особо возросшая степень внимания со стороны Москвы к Кыргызстану и ко всему региону. Поэтому, с одной стороны, можно говорить об активизировавшихся новых векторах внешней политики или более активном поиске нового баланса. Однако говорить о каких-то случившихся серьезных изменениях, реконструкции или трансформации внешней политики, мне кажется, пока еще рано. Не так давно состоялся саммит по аналогии С5+1 с США, был саммит центрально-азитской пятерки + Россия на уровне президентов. Исходя из этого, надо работать с внешними партнерами и показывать, что подобные форматы имеют большую пользу. Например, форматы Центральная Азия + Индия, Китай, Южная Корея, Япония, страны Персидского залива, США. И теперь к этим странам присоединилась Россия. Это говорит о том, что региональная идентичность есть. В нее надо инвестировать, и в будущем выходить на большую субъектность Центральной Азии на мировой арене. Но при этом необходимо выстраивать тесные, конструктивные, предсказуемые отношения с Россией, с Китаем и другими крупными мировыми державами.
- Стратегические партнеры Кыргызстана — это наши ближайшие соседи, так было не всегда, но теперь это догма. Насколько важно укрепление отношений в регионе, и как вы можете охарактеризовать и оценить наметившиеся интеграционные процессы?
- Основа для будущего в Центральной Азии – это, прежде всего, урегулирование территориальных вопросов, преодоление барьеров для осуществления внутрирегиональной торговли, необходима единая транспортная система в регионе. Позитивная сторона заключается в том, что есть политическая воля к расширению политического диалога в Центральной Азии. И это хорошая основа для укрепления общерегиональной идентичности. Есть хороший потенциал создавать объединенный рынок, который будет привлекательным как для самих наших стран, так и для инвесторов, поскольку по отдельности многие компании не заходят на рынок в силу того, что по отдельности там десятки миллионов, и их бизнес просто не окупится. Но в масштабе региона есть хорошая основа для создания общего рынка по модели европейской интеграции.
Перспективы - странам Центральной Азии нужно двигаться к расширению кооперации между собой, к расширению уровня политического диалога, к институционализации политического диалога, поскольку только сообща можно решать различные региональные вопросы. В том числе это повысит общую устойчивость к различным рискам в сфере безопасности.
- Кыргызстан в этом году председательствует в трех международных организациях: ОДКБ и ОТГ, а осенью нашей стране перейдет председательство в ШОС. Насколько важно для страны участие в работе этих объединений?
- В 2025 году Кыргызская Республика в целях расширения торгово-экономического сотрудничества продвигает вопрос создания Банка развития и Фонда развития (специальный счет). Данные институты смогли бы создать соответствующие условия для реализации совместных проектов. Создание данных институтов позволит полноценно реализовывать и развивать инвестиционную политику в формате ШОС. Кроме того, Кыргызстаном была разработана Дорожная карта по сотрудничеству с партнерами ШОС по диалогу. Также Кыргызстан внес предложение по созданию Центра по противодействию международной организованной преступности, который будет расположен в Бишкеке. Президент КР отметил развитие торгово-экономических и транспортно-логистических связей.
На сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 28 ноября Садыр Жапаров отметил, что особое внимание будет уделяться продолжению диалога с международными организациями и третьими странами в сферах, представляющих взаимный интерес для усиления роли ОДКБ. Кроме этого, будет продолжена работа по продвижению позитивного образа Организации в медийной сфере. Также были озвучены приоритетные направления: развитие внешнеполитических связей, расширение сотрудничества в военной сфере, принятие активных мер по борьбе с современными вызовами и угрозами, а также расширение межпарламентского взаимодействия в вышеуказанных областях. Также Кыргызстан намерен инициировать проведение международной конференции по теме кибербезопасности.
ОТГ – Центральная Азия, а в турецком понимании это Тюркский мир, в 90-х годах заняла определенное место в обсуждениях и дебатах. В 90-х годах проблемы экономики, инфляция, и как бы выход виделся для Турции в интеграции с ЕС. Были созданы определённые структуры, как, например, TIKA, ТЮРКСОЙ, это так называемая тюркская ЮНЕСКО. И также стали проводиться саммиты глав тюркоязычных стран. Далее произошло формальное оформление этих отношений, которое было инициативой тюркских республик, таких как Казахстан и Азербайджан. Есть тюркский язык в Турции, и есть еще другие тюркские языки, которые части этого же языка. В связи с тем, что это часть турецкой идентичности, у этой темы есть очень большой потенциал влияния на внутреннюю политику. Для любого правительства. Присутствует такое осознание, что это выгодно не только Турции, но и это выгодно самим тюркским государствам. И если в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане начинают создавать свою новую историю после советского периода, это неизбежно ведет к общетюркским истокам. То есть по мере того, как самосознание общества усиливается, будут развиваться и связи. На данный момент Турция, конечно, не альтернатива, но это помогает сохранению и усилению независимости, что на самом деле и является самым важным приоритетом Турции в Центральной Азии. Самая важная цель Турции – это сохранение независимости и поддержка независимости этих тюркских государств. В этом плане иметь такого партнера, у которого такая цель – сохранение независимости — это важно. Но, конечно, надо осознавать, что Турция — это не только Эрдоган. Это еще и разные цвета оппозиции. И все они в своем большинстве на эмоциональном уровне поддерживают Тюркский Мир и тюркскость – это часть турецкой идентичности. Вот это отличие Турции как актора в Центральной Азии.