Аида Азизовна Абдыкеримова, учитель истории СОШ №37, рассказала информационному агентству «Кабар», как поддержать детей после каникул, сохранить мотивацию к учебе и наладить общение в классе. Она дала практические рекомендации, которые помогут родителям сделать начало учебного года менее стрессовым для всей семьи.
- Многие родители говорят: «После каникул ребёнок совсем не хочет делать уроки». Это нормальная реакция или повод для тревоги?
- Я думаю, что это повод для тревоги. Причины могут быть разные, начиная от буллинга, крика учителя на ученика и трудной адаптации к школьному режиму. Необходимо выявить причину, разобраться и поговорить с ребёнком.
- Как разговаривать с ребёнком о школе так, чтобы он не чувствовал давления?
- Заинтересоваться школьной жизнью ученика, не затрагивая его личные границы. Поговорить о запоминающихся событиях в школе. Расспросить о друзьях, креативных учителях.
- Есть ли разница в адаптации младших школьников и подростков?
- Разница есть, и она связана с возрастными особенностями. Младшие школьники должны адаптироваться к статусу школьника. У младшеклассников развивается плаксивость, боязнь новой обстановки, новых людей, стресс от разлуки с родителями в учебное время и так далее.
Подростки ищут своё место в коллективе, самоутверждаются за счёт физической силы, начинают адаптацию к изменениям в самосознании, к новым отношениям со сверстниками, то есть начинают проявлять свои индивидуальные качества.
- У некоторых детей после каникул проявляется застенчивость: им трудно снова общаться с одноклассниками. Как поддержать их в этом?
- Как учитель, я считаю, что многие мероприятия в классе, такие как классные часы, можно проводить в игровой форме. На уроках применять интерактивные методы, где будет больше взаимодействия: учитель + ученик и ученик + ученик. Проводить обучение в малых группах, предлагать ролевые игры, чтобы ученик смог проявить себя в любой роли и смог выступить, презентовать точку зрения своей группы. Надо поощрять ребёнка, хвалить за каждое выступление, за каждый ответ, не перебивать, говорить больше с ребёнком, задавать несложные вопросы. Так постепенно у ученика вырабатывается своё «я», коммуникативность, умение общаться, не стесняясь со сверстниками.

- Случается, что родители сами испытывают стресс в начале учебного года. Как это отражается на ребёнке?
- Стресс родителей обязательно отражается на детях. Он может вызвать у детей чувство тревожности, нервозности, неуверенности, боязни и проявляться в снижении учебной деятельности, апатии ко всему, а также пробудить соматические проявления, такие как переедание или, наоборот, отказ от пищи.
Родитель обязан поработать со своим стрессовым состоянием. Если не в состоянии справиться самостоятельно, стоит обратиться к психологам или психотерапевтам. Иначе вырастет ребёнок со многими претензиями именно к родителям, неуверенный, сомневающийся в себе, который будет срываться на близких, слабых, потенциально становясь абьюзером. Здоровое внимание к ребёнку, любовь и ещё раз любовь — дети должны ставиться выше любого стрессового состояния родителей.
Если это подросток, он может попасть в среду, где употребляют психоактивные вещества: алкоголь, табак, наркотики.
- Нужно ли в первые недели давать ребёнку дополнительные кружки и секции или лучше подождать?
- Моё мнение: с дополнительными кружками и секциями в первые недели необходимо подождать, так как организм и психология ребёнка должны адаптироваться к резкому изменению режима дня. Учебная деятельность первых недель полна суеты, много изменений, новшеств, расписание изменчиво, поэтому необходимо подождать.
- Что делать, если ребёнок после каникул потерял мотивацию учиться?
- Как учитель, я считаю, что прежде всего нужно создать для учеников благоприятную среду для обучения. На уроках применять инновационные, интерактивные методы обучения. Не срываться на крик, ставить достижимые короткие цели на неделю, приводить в пример жизнь успешных людей, говорить на равных правах, привлекать к обсуждению различных ситуаций, давать поручения, задействовать в мероприятиях, «открывать» в учениках их скрытые способности, поддерживать, быть самим примером и не вести занудный воспитательный разговор.
- И главный вопрос: как превратить начало учебного года не в стресс, а в радостное событие для всей семьи?
- Для этого полезно:
* Плавно перестроить режим дня на учебную деятельность;
* Взрослым не показывать свой стресс и усталость;
* Поговорить с ребёнком, поддержать его, оказать помощь в выполнении домашней работы;
* Превратить суету первых дней учебы в игровую деятельность со стороны родителей;
* Учителю создавать благоприятную среду для обучения;
* Родителям сохранять и поддерживать позитивный настрой.