Как пробудить у ребенка любовь к чтению? Советы психолога

Общество Загрузка... 25 Апрель 2025 15:22
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
Next
Previous

Александр Кулинский

Все материалы

Бишкек, 25.04.25. /Кабар/. Исследование, проведенное в 2023 году в США, установило, что 91% детей в возрасте от 5 до 12 лет, которые любят читать, счастливее тех, кто этого не делает. А 92% тех детей, кто часто читает, более физически активны, чем те, кто читает мало или вовсе не берет в руки книгу. В Кыргызстане не проводилось исследований на тему взаимоотношения детей и чтения. Однако, скорее всего, каждая семья сталкивалась с тем, что смартфон для наших детей интереснее, чем книга.

Почему так происходит, и что делать родителям, чтобы вызвать у ребенка устойчивое желание читать? Об этом агентству «Кабар» во Всемирный день книги, который отмечался 23 апреля, рассказала клинический психолог Мария Маркова.

- Почему каждое новое поколение детей всё меньше интересуется чтением книг? Что изменилось — дети, книги или среда?

- Изменился темп восприятия информации. Сейчас мгновенно доступны видео, социальные сети, игры. Вся информация приходит к нам даже без нашего запроса. Также не стоит забывать, что такой большой поток информации вызывает гиперстимуляцию психики. А чтение книг требует определенного напряжения. В процессе чтения мы сосредотачиваемся. А когда мозг привык к быстрой смене кадров, быстрой подаче информации, постоянному удовлетворению информационных потребностей, то теряется навык глубокого чтения.

WhatsApp Image 2025-04-25 at 14.38.54 (2).jpeg

Если говорить о детях, то у нового поколения изменился способ мышления. Оно у них клиповое, получающее больше визуальных и коротких фрагментов информации в моменте. В том числе, поэтому дети перестали скучать. Когда в прошлом возникала скука, нужно было искать способы её подавления. И книга была очень хорошим вариантом для этого. А сейчас дети вообще не скучают. И это снижает мотивацию к глубокому чтению.

- Насколько навык чтения именно книг важен для развития ребёнка? И в каком возрасте его нужно начинать формировать?

- Чтение книг – это не просто навык, а мощный инструмент развития речи, мышления, воображения, концентрации внимания. В каком возрасте начинать нарабатывать этот навык? Да с самого начала. Например, чтение даже в младенчестве очень позитивно влияет на формирование речевых навыков, на коммуникацию ребенка. Поэтому начинать никогда не поздно. Но чем раньше, тем лучше.

- Что делать, если в семье не читают взрослые? Могут ли родители, сами не держащие книги в руках, приучить ребёнка к чтению?

- Это сложно, но возможно. Дети считывают поведенческие модели. Если книги отсутствуют в быту, они теряют статус значимости. Однако можно начинать вместе. Главное не лицемерить, проявлять искренний интерес к чтению. Подобрать нужные книги для себя и для ребенка.

WhatsApp Image 2025-04-25 at 14.38.53.jpeg

- Как пробудить в ребёнке интерес к книге — в мире, где всё внимание захвачено экранами? С чего родителям начать?

- Начинать стоит с интересов ребенка. Например, если ребенку нравятся динозавры, супергерои или девочкам, например, феи, можно подобрать соответствующие книги или даже комиксы. Очень сильно помогает создание ритуалов чтения. Например, чтение перед сном. Но оно не должно быть принудительным и не должно противостоять экрану. Нужно делать чтение источником позитивных эмоций, приключений. Это самый важный момент, чтобы пробудить у ребенка интерес к книге.

- Чтение — это труд или удовольствие? Что мешает детям воспринимать книги как источник радости, а не школьной повинности?

- Чтение становится трудом, когда оно четко связано с оценками, обязаловкой или, не дай бог, наказанием. Чтобы вернуть удовольствие от процесса чтения, нужно выбирать несерьёзные книги. Даже если вам, родителям, они не нравятся.

- Какие ошибки чаще всего совершают взрослые, пытаясь заставить ребёнка читать? Что работает, а что наоборот отталкивает?

- Главная ошибка – это давление. Фразы типа «ты должен читать», «тебе это важно», «это будет влиять на твое будущее», все это работает в противоположную сторону. А работает личный опыт и пример. Они могут побудить у ребенка интерес к чтению. Не стоит ребенка критиковать за его выбор жанра, книги, автора. Это тоже может отвратить ребенка от чтения.

WhatsApp Image 2025-04-25 at 14.38.54.jpeg

- Какую роль играет личный пример родителей? Можно ли заменить его педагогическими приёмами или книгами «по возрасту»?

- Личный родительский пример чтения – это мощнейший фактор модели поведения. Если читают родители, бабушки и дедушки – это становится нормой в этой семье. Но если родители не привыкли к чтению, то педагогические методы могут помочь только частично.

Книгами «по возрасту» - это не самый лучший способ, чтобы привить у ребенка любовь к чтению. Он все-таки больше подходит для детей, которые уже привыкли читать и у них уже есть такой навык.

- Есть ли разница между чтением бумажной книги и чтением с экрана для мозга ребёнка? Или главное — сам факт чтения?

- Я считаю, что есть разница. Например, для детей младшего возраста все-таки книги предпочтительны. Они стимулируют и тактильные ощущения, и лучше воспринимаются визуально. А вот чтение с экрана все-таки будет влиять на внимание. Это быстрое утомление и истощение внимания. В таком случае появляется много факторов, отвлекающих от чтения. Конечно, само чтение важно, но в раннем возрасте важна подача чтения – в каком формате и виде.

e377473c2e9552387748ad2a6b5e41588af7ca73.webp

- Что важнее: что именно ребёнок читает, или чтобы он просто читал? Нужно ли навязывать классику или «пусть читает хоть комиксы»?

- Важно само чтение – будь то комиксы или просто стикеры. С этого начинается любовь к чтению. Это отличная ступень для начала. Классика приходит позже, когда появляется зрелость восприятия. Принудительное приучение к классике может отвратить и пропадет интерес к чтению.

- Можно ли «догнать» любовь к книгам в подростковом возрасте, если в детстве её не было? Или шанс упущен?

- Шанс есть всегда. Пробудить любовь к чтению в подростковом возрасте возможно. Даже если в детстве ребенок не читал. Важно подбирать книгу. Она должна оказаться в руках подростка в нужное время и в нужном месте. Ребенок должен что-то найти для себя в этой книге, то, что может его зацепить или дать ответы на интересующие его вопросы.