Бишкек, 29.10.25 /Кабар/. В ряде стран, импортирующих топливо из России, начался дефицит бензина и дизельного топлива. Это связано с введёнными Россией ограничениями на экспорт.
Так, в Монголии, которая не входит в ЕАЭС, но получает нефтепродукты из России, топливо продаётся с ограничениями, на заправках выстраиваются длинные очереди, а в сети распространяются видеозаписи, подтверждающие дефицит.

Кыргызстан, как член ЕАЭС, пока не столкнулся с экспортными ограничениями со стороны России, однако существует обеспокоенность: если дефицит усилится, не окажется ли под угрозой обеспечение внутреннего рынка страны. Тем более что цены на топливо в Кыргызстане резко выросли — с начала года бензин и дизель подорожали на 5,5–8,5 сома.
Предлагаемые антикризисные меры
Сообщается, что правительство разрабатывает меры по стабилизации ситуации, хотя они пока официально не обнародованы. По данным надзорных ведомств, рассматривается возможность временного освобождения импортеров и переработчиков нефти от акцизов, НДС и таможенных платежей, чтобы создать достаточные запасы и стабилизировать рынок.
Ежегодно Кыргызстан потребляет около 1,2 млн тонн топлива, из которых 93% поступает из России. Однако из-за ремонтов на российских НПЗ и роста внутренних цен Россия вводит ограничения на экспорт бензина и дизеля. Даже без формальных запретов поставки в Кыргызстан уже идут с перебоями.
Если поставщики не смогут своевременно восполнять объёмы, возникает вопрос: как компенсировать нехватку из других источников, особенно когда текущие запасы в Кыргызстане сокращаются?
Потенциальные риски
По данным Союза нефтетрейдеров, запас топлива в Кыргызстане не превышает одного месяца. В начале октября представители Антимонопольной службы встретились с трейдерами, чтобы обсудить ситуацию.
Согласно соглашению с Россией, на 2025 год был утверждён индикативный баланс поставок — 1,2 млн тонн. Однако внутренние ограничения в России могут привести к сокращению этих объёмов, что повысит цены в Кыргызстане и, возможно, вызовет дефицит.

Подобные кризисы уже случались раньше — проблемы на топливных рынках России и Казахстана неоднократно отражались на соседях, включая Кыргызстан. Страна почти полностью зависит от России в поставках нефтепродуктов, сжиженного и природного газа. Любые изменения на мировых и региональных рынках напрямую влияют на внутренние цены.
Эксперты подчёркивают: нынешняя ситуация серьёзнее прежних.
Диверсификация поставок
Экономисты прогнозируют, что при задержках импорта в начале или середине ноября в ряде регионов может возникнуть дефицит топлива. Правительство, по их данным, рассматривает альтернативные варианты:
Импорт из Казахстана, Туркменистана и Азербайджана.
Эти маршруты логистически возможны, но дороже, чем поставки из России, поскольку Россия экспортирует топливо без пошлин, а транспортные расходы ниже.
Антикризисные меры
В случае невозможности поставок из России власти будут вынуждены оперативно наладить импорт по новым направлениям.
Энергетическая безопасность и долгосрочные решения
Импорт из альтернативных источников — временная мера, которая не решает проблему в корне. Более высокая стоимость транспортировки и пошлины могут вновь поднять цены. Поэтому эксперты предлагают:
- Создать стратегические запасы топлива.
- Речь идёт о резервах не на один, а минимум на шесть месяцев.
- Диверсифицировать импорт.
Заключить долгосрочные и гарантированные соглашения с Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном.

Развивать внутреннюю переработку нефти
В Кыргызстане зарегистрировано 8 нефтеперерабатывающих предприятий, из которых стабильно работают только 3. Необходимо стимулировать строительство новых заводов.
Заключение
Проблема топлива — это не просто ценовой вопрос, а вопрос национальной энергетической безопасности.
В краткосрочной перспективе стране необходимо увеличить запасы и диверсифицировать импорт.
В средне- и долгосрочной — развивать собственное производство и переходить к стратегии экономии ресурсов.
Этот кризис должен стать сигналом: зависимость от одного поставщика недопустима.
Топливный рынок Кыргызстана нуждается в структурных изменениях и государственной стратегии, которая обеспечит устойчивость экономики и энергетическую независимость страны.
Материал подготовлен на основе выпуска передачи «Тегирмен» КНИА «Кабар»