В Кыргызстане в прошлом году было зарегистрировано 7 тыс. 423 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 514 человек, тысячи получили травмы. В 2025 году ситуация еще более осложнилась: за девять месяцев зарегистрировано 9 тыс. 78 ДТП, в которых погибли 636 человек.
Такая ситуация наглядно показала необходимость ужесточения мер в отношении водителей, виновных в дорожно-транспортных происшествиях, а также принятия решительных шагов по пресечению коррупционных проявлений, связанных с покупкой водительских удостоверений. В настоящее время государством в этом направлении проводится соответствующая работа. Она включает в себя пересмотр программ автошкол, а также совершенствование процессов сдачи экзаменов.
Жительница Бишкека Жыргал Жусупова готовится к получению водительского удостоверения. По ее словам, ранее она дважды пыталась сдать экзамен. В обоих случаях у нее возникли сложности с ответами на отдельные вопросы, в результате чего она не смогла успешно пройти тестирование.

«Для получения водительской категории «B» я проходила обучение в автошколе в летние месяцы этого года. Мне достаточно было 2,5 месяца, чтобы научиться водить автомобиль. К тестированию я была хорошо подготовлена — вопросы соответствовали пройденной программе. Однако у меня возникли сложности при ответах на вопросы на кыргызском языке. Поскольку они были сформулированы с использованием исконных кыргызских слов, значение некоторых из них мне было непонятно, из-за чего я потеряла время. Сейчас я готовлюсь повторно пройти тестирование через неделю. Если усердно готовиться и учиться, водительское удостоверение вполне можно получить», — рассказала она.
Жусупова отметила, что независимо от того, сколько времени человек обучается, получение водительского удостоверения во многом зависит от самого кандидата. Важную роль играют способность к обучению, восприятие знаний и их усвоение.
«Ранее, как всем известно, многие граждане приобретали водительские удостоверения, не проходя обучения. Однако многое зависит от самого человека. Если человек хочет стать водителем, но не обладает способностью к обучению, то сколько бы он ни учился, результата не будет. Такие водители чаще нарушают правила дорожного движения и попадают в дорожно-транспортные происшествия», — добавила жительница столицы.
По мнению специалистов, в большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия происходят из-за несоблюдения правил дорожного движения.
В настоящее время государство принимает меры по предотвращению коррупционных проявлений, связанных с продажей водительских удостоверений.

Прежде всего отмечено, что во всех школах страны будут введены дополнительные занятия по правилам дорожного движения. В этом направлении соответствующие поручения даны Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД и Министерству просвещения.
Также предложено установить срок обучения продолжительностью 14 месяцев. Сообщается, что в настоящее время ведомственная комиссия занимается разработкой порядка всех процессов, от программ автошкол до процедур тестирования.
Кроме того, принимаются комплексные меры по устранению коррупционных проявлений, которые длительное время существовали в данной сфере, наведению порядка и обеспечению прозрачного и добросовестного оказания услуг, в том числе:
- реформирование системы обучения водителей и повышение качества подготовки в автошколах;
- внедрение механизма обновления экзаменационных вопросов каждые три месяца;
- обеспечение прозрачности при оказании услуг, устранение незаконных практик и усиление антикоррупционных мер;
- цифровизация рабочих процессов и автоматизация системы внутреннего управления.
Помимо этого, ведется строительство новых административных зданий, оснащенных автопарком и автодромом.
Как отметил руководитель Управления делами президента Каныбек Туманбаев, проводимые реформы направлены на повышение качества работы и формирование открытой и прозрачной системы.

Также стоит отметить, что запущена онлайн-система замены водительских удостоверений. По словам Туманбаева, теперь граждане могут получить водительское удостоверение нового национального образца без ожидания в очередях — в онлайн-формате через приложение «Түндүк».
«Кроме того, теперь экзамены на получение водительского удостоверения будут проводиться без участия человека. В свою очередь, само водительское удостоверение оснащено многоуровневыми элементами защиты, что делает невозможным его самостоятельную замену или подделку», — отметил он.
В настоящее время порядка 90% дорожно-транспортных происшествий происходят по вине водителей. Об этом агентству «Кабар» сообщил юрист Управления дорожно-патрульной службы и правоприменительной практики ГУОБДД МВД Байказы Айтикул уулу.
По его словам, к числу основных нарушений относятся превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона и маневрирования, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также проявления дорожного хулиганства.

«Несмотря на то что сегодня государство создает все необходимые условия и возможности, многие граждане по-прежнему не соблюдают правила безопасности. Большинство нарушителей правил дорожного движения — молодежь, не имеющая водительского опыта. В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения вносит изменения и дополнения в ряд нормативно-правовых актов и ведет соответствующую работу.
Так, с 1 сентября пассажиры и водители, не пристегнутые ремнями безопасности, выявляются с помощью камер фото- и видеофиксации. В связи с увеличением количества ДТП с участием автомобилей такси в ближайшее время будет введена норма лицензирования таксомоторной деятельности.
Также возросло число дорожно-транспортных происшествий с участием мопедов. В этих целях рассматривается вопрос их регистрации и введения дополнительных категорий. В то же время нормы по упорядочению использования самокатов и других индивидуальных мобильных средств уже реализованы и включены в правила дорожного движения», — сообщил юрист.

Согласно статистическим данным, в Кыргызстане с 2014 по 2020 год в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 6 тыс. 159 человек, а с 2021 года — более 3 тыс. 800 человек. При этом число пострадавших с 2014 года достигло 122 тыс. человек.