Михаил Калюжный: Актер — это вода, а роль — сосуд

Культура Загрузка... 19 Август 2025 15:41
WhatsApp Image 2025-08-18 at 17.00.28 (1).jpeg

Бишкек,19.08.25./Кабар/. Уже скоро начнется новый театральный сезон. Зрители вновь наполнят залы, чтобы увидеть не только спектакли, но и своих любимых актеров. Одним из самых ярких представителей молодого поколения, который любим зрителями, является актер Государственного национального русского театра драмы им. Ч.Айтматова, пародист, радио- и телеведущий Михаил Калюжный.

В этом году он отметил свое 30-летие. Отметил бенефисом, билеты на который были распроданы за считанные часы.

— Михаил, ваш юбилейный бенефис получил название «3:0». Вы лично ощущаете, что уже пересекли некий профессиональный «потолок»? Что для вас значит этот этап в карьере?

— Это название мы придумали коллективно. Долго думали, стоит ли указывать заветную цифру. Для артиста, и лично для меня, очень важно все делать вовремя. Не ждать до 70-80 лет, чтобы потом сидеть в зрительном зале и смотреть концерт, посвященный своему дню рождения. Я решил сделать все сам, пока есть силы и возможность, чтобы немного порадовать зрителей. А еще — чтобы посмотреть на себя со стороны. Мы ведь всегда на сцене с партнерами, с труппой, а здесь ты один на один со зрителем. Бенефис был построен на историях из моей разнообразной жизни. Глядя на реакцию, я понял, что людям иногда не хватает вот такой простоты. Они хотят увидеть, что актеры — это такие же люди, как и все остальные.

А что касается «профессионального потолка», я всегда представляю себе карьерную лестницу, на которой, наверное, миллиона два ступеней. Благодаря бенефису я поднялся на одну из них. Я понял, что зрителю я интересен, и это случилось в 30 лет.

— Вы одновременно актер, пародист, ведущий и даже организатор шоу двойников. Не боитесь ли затеряться как «мастер на все руки» без глубокого погружения в какую-то одну нишу?

— Я погружаюсь в каждую отрасль, о которой вы говорите, с головой. Это очень тяжело. Стараюсь планировать свой день так, чтобы уделять внимание каждому отсеку творчества. Утром я радиоведущий с 5 до 10 утра, потом у меня театр, потом сольные концерты или выступления. Ночью во сне я думаю о театре. О пародиях тоже постоянно нахожусь в размышлениях. Там со мной работает большая команда, которая помогает. Я даю им идеи, а они помогают воплощать их в жизнь.

Самое главное — я люблю, чтобы все было профессионально во всех отсеках моего творчества. Не должно быть так, что где-то ты слабее, а где-то сильнее. Конечно, на это уходит много сил и времени. Не вижу свою семью. Хочется где-то отдохнуть, побыть дома. Но я на сцене с 7 лет, когда начал заниматься спортивными бальными танцами. И с 7 лет у меня нет ни отпусков, ни выходных. Поэтому сейчас мне привычно ощущение, что я должен быть за все ответственен, все успеть и сделать все профессионально. Видимо, эта закалка с детства очень помогает мне не упасть в грязь лицом.

— Будучи 4-кратным чемпионом по бальным танцам, вы умеете управлять телом. Насколько это помогает вам в драматических образах?

— Танцевальная карьера дала мне многое. Во-первых, это раскрепощение и первый выход на сцену. Во-вторых, это школа жизни, которая научила бороться с завистью и другими трудностями. На танцах я прошел такую школу жизни… В профессии это очень помогает.

Пластичность необходима. Актер — это вода, а роль — сосуд. Ты должен принять форму этого сосуда, будь то бокал, графин или что-то еще. Для этого нужна не только внутренняя, но и внешняя пластичность. Нельзя быть на сцене «деревянным». Сейчас по моему телосложению, конечно, не скажешь, что я 14 лет занимался танцами. Но, уверен, когда я начинаю делать что-то в спектакле, люди могут увидеть того Мишу, который когда-то танцевал. Я танцую уже в образе. Может быть, мой персонаж не пластичен или, наоборот, гиперпластичен. Это безумно интересно и сложно — совмещать все эти элементы. Интересно, когда знаешь, как правильно надо двигаться, а твой персонаж должен делать это иначе. Интересно себя ломать.

— Вы играли в драме («Ревизор», «Гроза»), в детских спектаклях («Белоснежка», «Пеппи Длинныйчулок»), примеряли женские роли. Вы боитесь стать заложником определенного амплуа?

— Так как я еще молод, мне интересно играть все. Я люблю играть в разных жанрах, и мне еще многое интересно попробовать. Если мне дают роль, я с удовольствием знакомлюсь с автором произведения и режиссерским видением. Пока я не из тех актеров, кто выбирает, что играть. Недавно мне предложили роль в детском спектакле. Это было что-то новое для меня, так как там есть интерактивы и другая подача. Кто-то, возможно, скажет, что детский театр — это несерьезно. Но я так не считаю. Это что-то новое в творчестве, чего я раньше не делал, поэтому я с удовольствием принял участие.

— С какими персонажами или жанрами хотели бы поэкспериментировать? Что стало бы логичным развитием после всех уже сыгранных вами ролей?

— Сейчас меня очень привлекает жанр мюзикла, где все исполняется вживую. Недавно на гастролях я видел мюзикл «Шахматы», и это было настолько гениально. Я бы очень хотел поучаствовать в подобном проекте. Еще мне хотелось бы сыграть в детском спектакле роль Бабы Яги, чтобы подарить детям чудо. В моем детстве такое чудо дарил Георгий Милляр. А сейчас дети не видят настоящей Бабы Яги. Им показывают женщину, которая нарисовала себе на щеке листочек, сделала модный начес. Нет, это не тот образ.

— Где вы видите себя через 5–10 лет?

— Я не знаю, что будет завтра. Я живу одним днем. Понятно, что я планирую чего-то достичь. Но как? Ты всю жизнь обучаешься актерской профессии, куда-то идешь, движешься. Каждый день приходят какие-то новые мысли. Сегодня, например, я даю вам интервью, а в голове у меня мысль, что я хочу попробовать взяться за киноиндустрию и подойти к этому очень серьезно. Мне не нравятся кинопробы в нашем кино, когда снимаются люди с улицы, без образования. Понятно, что есть фактура, что есть талантливые люди и без образования… Но, когда ты учился на это, а у меня в дипломе написано «актер кино», это не всегда учитывается или не ценится. Если кинопробы будут более профессиональными, я с удовольствием пойду в кино. Вот. А о чем я буду думать завтра, не знаю.

— И напоследок, что бы вы хотели сказать зрителям в преддверии нового театрального сезона?

— Хочу сказать слова признательности всем зрителям. Благодаря вам мы живем. Благодаря вашим аплодисментам мы счастливы. Спасибо вам за нашу жизнь!