Бишкек, 20.11.25. /Кабар/. В рамках национального исследования по вопросам насилия в общеобразовательных организациях и защиты детей были озвучены результаты фокус-групповых и индивидуальных интервью, проведенных среди учащихся, педагогов и родителей.
Согласно выводам исследования, различные формы насилия присутствуют практически во всех школах, где проводилось изучение ситуации, охватывая от 40% до 70% учащихся. Пиковый возраст вовлеченности в насильственные инциденты — 7–9 классы.
Отмечается гендерная специфика: мальчики чаще становятся участниками физического насилия и открытых конфликтов, тогда как девочки в большей степени подвергаются психологическому давлению, связанному с внешностью и социальным статусом.
Исследование фиксирует несколько наиболее распространённых форм школьного насилия:
- психологическое — оскорбления, бойкот, изоляция, насмешки;
- физическое — драки, толчки, угрозы;
- кибербуллинг — травля и шантаж через соцсети и мессенджеры.
По словам исследователей, наблюдается устойчивая тенденция смещения от физической агрессии к психологическому давлению и онлайн-травле.
«Кибербуллинг становится одной из самых актуальных угроз. Педагоги и родители часто не обладают технической грамотностью и правовыми механизмами для защиты детей в интернете, отсутствуют эффективные инструменты контроля и реагирования», — отмечается в документе.
Отдельное внимание уделено причинам скрытности подобных случаев. Дети редко обращаются за помощью из-за страха огласки, недоверия к конфиденциальности школьных психологов и учителей, а также опасений повторного буллинга со стороны сверстников. Администрации школ, по данным исследования, нередко склонны преуменьшать масштабы проблемы ради сохранения репутации учебного заведения.
Важным фактором риска признаётся и социально-экономический контекст. Семейное неблагополучие — миграция родителей, разводы — является одной из основных причин вовлечённости детей в насилие. Указываетcя и на усиливающийся разрыв между школой и семьей: родители, особенно в семьях мигрантов, часто самоустраняются от воспитания, в то время как школа не имеет действенных рычагов воздействия.
Исследование также отмечает двоякую роль религиозного фактора. С одной стороны, фиксируются случаи давления — ношение платков, ограничения на посещение отдельных уроков. С другой — позитивное влияние имамов, которые в беседах с детьми и родителями пропагандируют ненасилие и терпение (сабр).
Во всех регионах выявлена острая нехватка школьных психологов. Учителя и социальные педагоги перегружены отчётностью и зачастую не имеют необходимой подготовки для проведения глубоких психологических консультаций.
Среди предложенных мер решения проблемы — усиление психологических служб, повышение цифровой грамотности родителей и педагогов, расширение профилактических программ, а также структурная работа по укреплению связей между школой и семьёй.