Пересмотр подходов к системе государственного управления позволил создать в Кыргызстане более эффективную и мобильную вертикаль власти. Раздутые чиновничьи аппараты были сокращены в результате административно-территориальной реформы; штаты были сокращены после укрупнения населённых пунктов и повышения ответственности руководителей, и эти меры позволили значительно сократить дистанцию между народом и сферой принятия решений. Должностные лица задвигались и начали работать.
Теперь полномочные представители главы государства в областях и акимы районов должны быть в постоянном тонусе и контакте с гражданами, а коэффициент их полезного действия определяется не по «дутым отчетам», а по отзывам жителей регионов. В век информационных технологий реальное положение дел на местах скрыть невозможно, приукрашивать действительность бесполезно.
Депутат «легендарного парламента» Жамин Акималиев обращает внимание на то, что после серьезных реформ и, прежде всего благодаря изменениям в Конституции, вся ответственность за положение дел в стране лежит на президенте. Глава государства не просто назначает или контролирует должностных лиц на местах, а персонально анализирует деятельность каждого руководителя и в случае необходимости выносит соответствующие решения.
«Это было смертельным ударом по устоявшейся за многие годы бюрократии, безответственности и беспечности руководящих кадров. Было установлено единое руководство страной в лице президента, взявшего на себя всю полноту ответственности за судьбу народа. Был создан единый аппарат правительства и президента, что позволило значительно сократить штатные единицы. В результате Садыр Жапаров стал не только президентом, но и главой правительства Кыргызской Республики. Все это обеспечило железную дисциплину среди государственных органов, что способствовало повышению их ответственности за порученные участки работы. И по прошествии четырех лет мы можем с полной уверенностью заявить, что в условиях нашей небольшой республики президентская система управления государством полностью себя оправдала.
Убедительным свидетельством этому может служить тот факт, что объем внутреннего валового продукта значительно увеличился и за 2024 год превысил 1,5 триллиона сомов. При этом рост экономики в целом по республике составил 9 процентов. Такой большой успех признается и мировыми финансовыми организациями. Теперь нашей общей задачей является закрепление таких высоких темпов роста производства и в нынешнем 2025 году», - отмечает Жамин Акималиев.
Депутат «легендарного парламента» считает очень показательным пример с перегибами и злоупотреблениями в налоговой сфере. Разумеется, глава государства получал информацию с мест, но как только ему поступил сигнал о чрезмерном давлении на бизнес и коррупционных проявлениях, были приняты кардинальные меры.
«Из-за незаконных проявлений в этой сфере, а также из-за расследования дела в отношении руководства налоговой службы и для исключения конфликта интересов я решил снять его с должности». А позже Садыр Жапаров официально заявил, что «налоги не должны превращаться в чрезмерное бремя для народа» и дал поручение провести анализ введения электронных товарно-транспортных накладных (ЭТТН) и рассмотреть возможность применения этого механизма только в отношении крупных товаров. После таких действий президента, доверие населения к нему подскочило до 85 процентов. Таким образом, простой народ воочию убедился в том, что Садыр Жапаров держит руку на пульсе событий и вовремя делает исчерпывающие выводы. Данный факт свидетельствует еще и о том, что президент чутко прислушивается к мнению народа и своевременно реагирует на общественное настроение», - говорит Жамин Акималиев.
Президент ассоциации рынков Кыргызстана Сергей Пономарев рассказал ИА «Кабар», что над снижением налогового давления и упрощением процедур администрирования платежей и ЭТНТ работает специальная правительственная комиссия. Как только она выработает свои предложения, начнется согласование документа с деловыми кругами. «В эту рабочую группу входят и представители бизнеса, в том числе и я в их числе. Будет проведен анализ регулятивного воздействия, и в соответствии с этим планируются изменения нормативно-правовых актов налогового администрирования. Надеюсь, таким образом мы придем к общему знаменателю. То есть государство услышало предпринимателей, делаются шаги в правильном направлении и это очень похвально», - пояснил Сергей Пономарев.
Впрочем, и другим направлениям власть создает условия для участия для того, чтобы граждане участвовали в общественно-политической жизни, помогали государству выявлять проблемы и могли предложить варианты их решений. В этом отношении можно выделить все более возрастающую роль Народного курултая, который становится линией прямого взаимодействия между президентом и народом.
«Только благодаря политической воле Садыра Жапарова в Кыргызстане был внедрен такой важный институт демократического народовластия как курултай. Всенародный съезд не только обсуждает текущие дела, но и рассматривает самые насущные вопросы, связанные с дальнейшим развитием республики. По формату - это откровенный разговор между президентом и простыми жителями, такого больше нет нигде в мире. И это не просто прямой диалог, обсуждаемые темы и инициативы делегатов внимательно рассматриваются, и на основании этого вырабатываются ключевые государственные решения», - подчеркивает Жамин Акималиев.
Курултай — это тот орган народного контроля, от которого нельзя ничего утаить, спрятать за отчетами или статистикой. Народ все видит, все знает и все понимает. Благодаря такой связи с гражданами, президент имеет исчерпывающую информацию о положении дел в стране. И важно то, что в своей деятельности глава государства не только слушает рядовых кыргызстанцев, а принимает решения исходя их социальных запросов общества.