В современном мире, полном стремительных изменений, мы всё чаще сталкиваемся с попытками разделить общество на категории. Одной из самых популярных среди них является так называемая «теория поколений». Эта концепция предполагает, что люди, родившиеся в определённые временные промежутки, имеют схожие ценности, мировоззрение и модели поведения, сформированные общими историческими, культурными и технологическими событиями.

Согласно этой модели, выделяют несколько основных поколений:
- Бэби-бумеры (родившиеся примерно с 1946 по 1964 год);
- Поколение X (примерно с 1965 по 1980 год);
- Поколение Y или миллениалы (примерно с 1981 по 1996 год);
- Поколение Z (примерно с 1997 по 2012 год);
- Поколение Альфа (родившиеся после 2010-2012 года и далее).
Однако, несмотря на широкое распространение этой концепции, многие специалисты сходятся во мнении, что это скорее удобная модель для структурирования быстрых социальных изменений, нежели строгое научное обоснование. Насколько эти рамки оправданы с точки зрения возрастной психологии и как поколенческие особенности влияют на нашу повседневную жизнь, общение в семье и на работе? Об этом мы поговорили с Зариной Ахметовой, преподавателем Кыргызско-Российского Славянского университета, доцентом, кандидатом психологических наук, специалистом по возрастной психологии.
- Почему, по вашему мнению, общество продолжает делить людей на поколения вроде «бэби-бумеров», «иксов», «зетов» и «альф»? Насколько эти рамки вообще обоснованы с точки зрения возрастной психологии?
- Отвечу как преподаватель возрастной психологии. В классических учебниках по этой дисциплине мы навряд ли найдем такое деление. Однако, с моей точки зрения, деление на поколения – это популярный тренд, который помогает обществу структурировать быстрые социальные изменения. Эти рамки не всегда строго научны, но в них есть психологическая логика: каждое поколение формируется в определённой культурной, исторической и технологической среде. Психология развития признаёт, что окружение, в котором человек растёт, оказывает мощное влияние на формирование его идентичности и способностей к адаптации. Эта среда влияет на ценности, восприятие мира, способы коммуникации человека, который в ней развивается. Давайте разберемся с помощью примера: дети, которые выросли в Бишкеке в 80-е годы, и дети, которые развиваются сейчас, – это дети, которые живут в совершенно разных эпохах, потому что живут в разных условиях. В 80-е годы на весь город был всего один детский магазин, а сейчас их сколько? Не говоря уже об условиях технического прогресса, которые сопровождают современных детей: смартфоны, планшеты, соцсети и все такое.
Да, с точки зрения возрастной психологии, важно учитывать не только хронологический возраст, но и социокультурный контекст развития. Однако как фундаментальная наука возрастная психология не успевает за переменами в обществе. Поэтому деление людей на поколения — скорее удобная модель, чем строгое научное основание. Но при этом важно помнить, что внутри каждого поколения огромное разнообразие личных историй и характеров, а это значит, что сегодня мы можем встретить «бэби-бумеров», которые могут мыслить, как люди поколения «зет».

- Можно ли утверждать, что каждое следующее поколение всё более уходит в индивидуализм и теряет навык живого общения? Или это стереотип, подпитанный старшими возрастами?
- Я бы не стала делать такой однозначный вывод. Индивидуализм действительно стал более выраженным, сейчас более ценными стали личный выбор, вопрос границ, самореализации. Да, формат общения меняется, стало меньше телефонных звонков, больше мессенджеров, меньше оффлайн-встреч, но это не означает, что уходит сам навык общения. Мы, взрослые, часто оцениваем более молодое поколение через призму своих шаблонов. Для нас «живое общение» — это разговор глаза в глаза. А для молодёжи вполне естественным становится общение в аудиосообщениях, через эмодзи, мемы, короткие видео. Хотя, довольно часто встречаются люди преклонных лет, активно использующие онлайн-общение, особенно, если их близкие и родные находятся далеко. Да, это другая форма, но она не обязательно менее глубокая. Умение быть услышанным и услышать другого — это то, чему можно и нужно учиться независимо от возраста и средства общения.
- Что вы наблюдаете в практике: усиливается ли ощущение одиночества у представителей младших поколений? С чем это связано?
- Думаю, что усиливается. На мой взгляд, прежде всего, это связано с перегрузкой эмоциональной, сенсорной, умственной. С увеличением количества каналов связи качество эмоционального контакта снизилось. Появился избыток контактов, но не глубина, особенно, когда цифровые технологии, позволяя фильтровать реальность, часто мешают показать настоящие чувства.
Сколько времени у всех у нас занимает работа, домашние обязанности, а соцсети и их засасывающий контент? Часто вижу, как дети и молодежь собираются вместе, но внимание многих из них направлено не друг на друга, а на смартфон. Людям просто некогда общаться вживую, родителям некогда общаться с детьми, а детям с родителями.
Поэтому, несмотря на внешнюю вовлечённость в информационное пространство, у многих подростков и молодых людей наблюдается чувство изоляции, неуверенности. А в соцсетях мы еще живём в среде постоянного сравнения, конкуренции, информационного шума. Часто подростки и молодежь обращаются к психологу за помощью, потому что не умеют выстраивать отношения и эмоциональные связи. Их попросту некому было этому научить! А те, кто не доходят до психолога, как правило, ищут поддержку в интернете, в анонимных сообществах, где нередко формируются искажённые представления о себе и других.

- В чём принципиальная разница в ценностях и установках у поколения Z и более старших групп? Насколько это влияет на коммуникацию в семье и на работе?
- Мне кажется, дело не в том, что речь идет о поколении Z или каком-то другом поколении. Дело касается разницы между поколениями вообще. Как-то наткнулась на цитату Сократа, жившего около 2500 лет назад: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Это цитата актуальна и сегодня. Что касается поколения Z, то оно ценит гибкость, честность, быстрое получение результата и индивидуальность. Для них важны эмоциональная безопасность, психическое здоровье, а не только «карьерные достижения». Старшие поколения часто мыслят в категориях стабильности, иерархии, долга. Это порождает конфликты в коммуникации: представители поколения Z могут восприниматься как неуправляемые, инфантильные, непостоянные, а они, в свою очередь, чувствуют давление и непонимание. Здесь очень важно не противопоставлять поколения, а учиться диалогу на равных.
- Какие особенности в эмоциональном развитии и выражении чувств наблюдаются у разных поколений? Например, склонность молчаливого поколения к сдержанности — это травма или культурная черта?
- Думаю, что склонность к сдержанности – это проявление опыта и мудрости более старшего поколения. С другой стороны, беби-бумеры и иксы учились выживать в дефиците: и материальном, и эмоциональном. Они росли в условиях, где «быть сильным» значило — не показывать слабость. Эмоциональная сдержанность — это один из способов защиты, запрет на проявление сначала негативных чувств, и как следствие ухудшается способность проявлять позитивные чувства. Молодёжь, напротив, воспитывается в среде, где выражение эмоций стало приемлемым и даже поощряемым. Это не значит, что старшие поколения менее чувствительные, они просто иначе это проживают.
- Какие угрозы и какие ресурсы несёт каждая поколенческая группа при взаимодействии друг с другом — в семье, в коллективе, в обществе?
- У каждой группы есть свой опыт и свои психологические сильные стороны. Старшие поколения приносят опыт, устойчивость, долгосрочное мышление, трудолюбие, опыт преодоления. Среднее — это компетентность, способность к системному мышлению. Молодёжь — это креативность, гибкость, скорость восприятия, технологическая грамотность, новизна. Угрозы появляются, когда одна группа начинает обесценивать другую, не принимать различия, стремится навязать свой формат. Когда старшие требуют «как раньше», а младшие критикуют «отсталость». Тогда возникают конфликты и сопротивление. Ресурс находится в признании различий, в умении слушать и учиться друг у друга. Тогда поколения начинают дополнять друг друга, а не соревноваться, например, в семье это может быть совместное воспитание детей, где каждый вкладывает своё мудрость, терпение, современный взгляд.
- Можно ли говорить о поколенческом конфликте сегодня, или это уже трансформировалось во взаимное непонимание и параллельное существование?
- Разные поколения могут жить в одном доме, но в разных информационных мирах. Взаимопонимание осложняется тем, что музыка, книги, ценности уже не универсальны. На этой почве возникают не открытые споры, а расхождения в базовых установках, которые вызывают чувство чуждости. Но это не тупик, а приглашение к диалогу и признанию различий. И здесь важна эмпатия: желание не просто говорить, но и услышать.
- Что может стать мостом между поколениями сегодня? Есть ли примеры из вашей практики, где поколения находили общий язык через общие ценности, опыт или даже технологии?
- Мостом всегда становится совместная деятельность, где каждый чувствует себя значимым. Это может быть основано на чем угодно: семейные традиции, совместное творчество, волонтёрство, проекты и пр. Например, бабушка и внук вместе ведут блог о семейных рецептах или подросток с дедом вместе занимаются настольными играми.
- Если смотреть в будущее, какое поколение, на ваш взгляд, будет наиболее уязвимым в вопросах социальной изоляции и психологического благополучия — и почему?
- Наиболее уязвимыми в этом отношении являются представители самого молодого из существующих сегодня поколений - поколения Альфа - тех, кто родился после 2010 года. Они растут в мире гиперцифровизации, фрагментарного внимания и постоянно меняющихся реалий. У них с раннего возраста в руках гаджеты, но часто нет опыта телесной, живой привязанности. Они быстрее адаптируются к технологии, но могут медленнее развивать эмоциональную сферу. Опасность и в том, что и их родители часто погружены в гаджеты, тем самым способствуя изоляции своих детей. Уже сейчас видно, что современные дети менее эмоционально устойчивы, хуже справляются со скукой. Поэтому сегодня крайне важным является обратить внимание родителей на создание благоприятной среды для развития детей, а это прежде всего живое общение. В этом отношении мне очень нравится правило 15 минут, когда мама или папа без гаджета в руках и других отвлекающих вещей в течение этого времени ежедневно просто слушают своего ребенка, общаются с ним, смотря ему в глаза без осуждения и «воспитания».
Не стоит забывать и про представителей старшего поколения. С возрастом у человека постепенно исчезают те функции, которые раньше давали чувство нужности: работа, активное участие в жизни семьи, общественная деятельность. Пенсия, уход детей, потеря супруга или близких друзей — всё это может вызвать ощущение, что человек выпал из жизни. Физические ограничения, ухудшение здоровья, снижение энергии и мобильности ограничивают участие в социальной жизни. Даже простые действия — поехать в гости, выйти в магазин, пообщаться с друзьями — могут стать трудными. Это порождает замкнутость и снижает количество спонтанных социальных контактов. Кроме того, пожилым людям часто трудно адаптироваться к цифровой среде. Поэтому они теряют доступ к современным каналам общения. Социальная изоляция у пожилых людей - это не только эмоционально тяжёлое состояние, но и серьёзный риск для здоровья и даже жизни. Поэтому здесь важно привлечь представителей более молодого поколения, чтобы они навещали, обучали новым технологиям, просто интересовались, это может стать «мостом» от изоляции к жизни.
