Преимущества железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан для Кыргызстана

Экономика Загрузка... 04 Август 2025 15:39
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

На территории Кыргызстана активно ведется строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Общая протяжённость маршрута Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан составляет 480 км, из которых более 304 км пролегают по территории Кыргызстана.

Общая стоимость проекта составляет 4,7 млрд долларов США. Это один из наиболее технически и инженерно сложных проектов: 40% всей линии составляют тоннели и мосты. Всего будет построено 27 тоннелей и 41 мост. Завершить строительство планируется к 2030 году.

Официальный старт строительству был дан 27 декабря 2024 года. А 30 июня 2025 года заместитель председателя кабинета министров Бакыт Торобаев на совещании с участием руководителей профильных органов сообщил, что строительные работы начались на всех участках железной дороги в пределах Кыргызстана.

О значении железной дороги для экономики страны рассказала доктор экономических наук, профессор Гульназ Супаева в интервью агентству «Кабар». По ее словам, коридор Китай – Кыргызстан – Узбекистан является стратегическим инфраструктурным проектом, который оказывает всестороннее влияние на социально-экономическое развитие стран-участниц, особенно Кыргызстана.

WhatsApp_Image_2025-08-04_at_12.32.49.width-800.jpg
«Строительство железнодорожной линии расширит экспортный потенциал Кыргызстана. Кроме того, она создаст сухопутный транзитный маршрут Азия – Европа, значительно сократит расстояния для перевозки экспортно-импортных грузов и усилит культурный и экономический обмен между странами», — отметила экономист.

По ее оценке, с учетом сложных горных условий и необходимости строительства тоннелей и мостов, инвестиции только в кыргызский участок дороги могут составить от 4,5 до 5 млрд долларов.

1426858705_100498.jpeg

После ввода в эксплуатацию железная дорога увеличит транзитный потенциал Кыргызстана до 5–7 млн тонн грузов в год, с перспективой роста до 10 млн тонн. К 2035 году объёмы грузоперевозок возрастут почти в 20 раз по сравнению с текущими показателями.

«После завершения проекта Кыргызстан интегрируется в международную систему грузоперевозок. Новая железная дорога станет самым коротким наземным маршрутом между Юго-Восточной Азией и Европой. Это стратегически важно не только для стран Центральной Азии, но и для Европы», — подчеркнула Супатаева.
image.webp

По ее словам, ожидаемый экономический эффект для Кыргызстана включает:

  • ежегодные поступления в бюджет в размере 150–200 млн долларов от транзитных платежей и сопутствующих услуг;
  • рост ВВП на 1,5–2% в год в первые годы эксплуатации;
  • создание 5–7 тысяч рабочих мест на период строительства и 2 тысяч постоянных рабочих мест после ввода дороги в эксплуатацию;
  • снижение средних транспортных расходов отечественного бизнеса и экспортёров на 15–25%, что повысит конкурентоспособность кыргызской продукции на внешних рынках.
1063303781_332_0_2608_1707_1920x0_80_0_0_203bf493b0b97b2ca8139dc019c55bb7.jpg
«Таким образом, железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан — это не просто региональный инфраструктурный проект, а важнейший фактор устойчивого экономического роста, увеличения доходов бюджета и обеспечения экономической безопасности Кыргызстана», — заключила эксперт.