Глава государства ветировал проект нового Земельного кодекса. Документ, вызвавший непонимание и недовольство в обществе, спущен обратно в Жогорку Кенеш. В возражениях Садыр Жапаров четко указал, что ряд статей закона вступают в прямые противоречия с Конституцией, кроме того, неоднозначные нормы создают риски посягательства на частную собственность граждан. Как говорят эксперты, президент Кыргызстана остановил большой передел, который мог начаться под предлогом несоответствия Красных книг «интересам» отдельных чиновников.
Перспективные проекты развития, это не повод для отъема земли у собственников. Лидер Кыргызстана сделал на этом особый акцент. «В случае, если участок земли, на котором расположен огород или жилой дом, необходим для государственных нужд, должна быть выплачена компенсация либо предложен равноценный земельный участок в другом месте», - процитировал президента его пресс-секретарь Аскат Алогозов.
Содержатся в документе и другие сомнительные инициативы, такие как возможность трансформации пастбищ, прямая продажа земли иностранцам, ограничение права собственника земельного участка на получение соразмерной компенсации. Как минимум семь норм кодекса создают потенциальные конфликты между владельцами участков и теми, кто на них может претендовать под предлогом изъятия от имени государства. Садыр Жапаров возможности для отъема собственности ликвидировал. Из этого следует, что не считаться с Красными книгами чиновники теперь не могут, частная собственность в Кыргызстане остается неприкосновенной. Остаются только цивилизованные способы договориться с владельцами земли - это выкуп участка на взаимоприемлемых условиях или обмен.
Варианты изъятия недвижимости без компенсации - неприемлемы. Именно так по мнению экспертов и стоит воспринимать вето Садыра Жапарова на сомнительную законодательную инициативу. Академик Национальной академии наук Кыргызстана, доктор сельскохозяйственных наук Жамин Акималиев в комментариях ИА «Кабар» отметил:
«Как ученый-аграрий и специалист сельского хозяйства я полностью согласен с возражениями президента Садыра Жапарова касательно новой редакции Земельного кодекса, принятой Жогорку Кенешем 13 февраля 2025 года, ибо она в корне противоречит Конституции Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года.
Прежде всего, ни в коем случае нельзя допускать изъятия частных земель у граждан, так как в статье 15 Конституции КР четко прописано, что «В Кыргызской Республике в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда в установленном законом порядке».
Нельзя ограничивать и права собственника земельного участка на получение соразмерной компенсации. Ведь в той же 15 статье Конституции КР определено, что «Изъятие имущества для общественных и государственных нужд, определенных законом, осуществляется по решению суда путем предоставления справедливого и предварительного обеспечения возмещения стоимости этого имущества и убытков, причиненных в результате отчуждения имущества».
В новой редакции Земельного кодекса допускается передача пастбищ, не связанных с выпасом скота и находящихся в государственной собственности, в частную собственность, путем перевода (трансформации). Такое положение также противоречит существующей Конституции, в 16 статье, в которой подчеркивается, что «…пастбища, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Кыргызской Республики».
Не выдерживает критики новая редакция Земельного кодекса и в отношении возможности предоставления в собственность иностранным лицам земельных участков без проведения торгов, посредством прямой продажи и/или мены, в рамках реализации межгосударственных договоров, так как в 16 статье Конституции КР черным по белому записано, что «Земля не может находиться на праве частной собственности иностранных граждан и юридических лиц с иностранным участием».
В заключение следует отметить, что Жогорку Кенеш более 60 раз вносил изменения в многострадальный Земельный кодекс, начиная с 1999 года. Разве так можно?! Думается, что на этом пора остановиться», - резюмирует Жамин Акималиев.
Эксперты отмечают, что в последнее время слишком часто стали возникать ситуации, когда какой-то чиновник что-то хочет улучшить, по при этом полностью игнорирует интересы граждан, имеющих правоустанавливающие документы. Президент держит руку на пульсе, поэтому не мог не отреагировать на тревожные симптомы. При этом специалисты по земельным вопросам делают скидки на то, что неоднозначный проект кодекса разрабатывался и проходил согласования в парламенте, при прежнем составе кабинета министров. Параллель не очевидная, но как мы видим, стиль работы правительства сейчас заметно меняется, в том числе и по вопросам налогообложения, с целью оградить граждан и бизнес от чрезмерного давления.