Саипбаев о таянии ледников – Будет сложно выбраться из климатической ловушки

Интервью Загрузка... 09 Апрель 2025 13:20
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
Next
Previous

Кирилл Степанюк

Все материалы

Эколог Бактыбек Саипбаев в интервью ИА «Кабар» рассказал о климатических вызовах, с которыми сталкиваются страны Центральной Азии. В нашем регионе, в частности в Кыргызстане, процессы глобального потепления идут быстрее, чем в среднем на планете. Из-за роста температуры в первую очередь страдают горные экосистемы. Это выражается в сокращении площади ледников и уменьшении запасов пресной воды. Эксперт рассказал о тревожных тенденциях и необходимости принятия срочных мер для сохранения экологического баланса в ЦА.

- Площадь ледников в горах Центральной Азии за полвека сократилась почти 20%, по другим данным еще больше. Главная причина их таяния - это деятельность человека или это цикличный процесс, когда в течение тысячелетий климат на планете становится то жарче, то холоднее?

- Сейчас это не первостепенный вопрос. Факт того, что деятельность людей влияет на изменение климата, неоспорим. И только человек может сделать так, чтобы нивелировать последствия, которые губительны для нашей экосистемы, и приостановить деградацию ледников, чем бы она ни была вызвана. Нужны экстренные меры, чтобы ситуация в нашем регионе не усугубилась и на пространстве, в котором мы сейчас живем, сохранились приемлемые условия для нашего же существования.

Если сказать кратко и по существу, то температура воздуха в Центральной Азии повышается почти в два раза быстрее, чем в среднем на планете. Общий климатический тренд для региона крайне неблагоприятен: в горах идёт деградация ледников, в низовьях летняя температура становится всё выше. Если эта тенденция сохранится и далее, то через 20 лет регион может потерять до 40% своих водных запасов.

- Понятно, что выбросы в атмосферу тоже ухудшают экологию. Но даст ли их сокращение и переход на «зелёную энергетику» нужный эффект в короткие сроки?

- «Зеленая энергетика» не решит всех наших проблем, если мы говорим о ветряных, солнечных установках и малых ГЭС. Все вместе, при благополучном раскладе, они закроют примерно половину наших потребностей. На строительство крупных станций уйдут годы, ТЭО «Камбар Аты-1» находится все еще на стадии актуализации, а экономить воду, спасать ледники нужно уже сейчас.

Та же наполненная чаша большого водохранилища смягчает климат, сдерживает резкие перепады температур. Этот фактор тоже замедлил бы таяния ледников. Но сейчас мы имеем только Токтогулку, и за зиму сбрасываем значительный ее объем для выработки электроэнергии. То есть, только за счет «зеленой энергетики» выбраться из климатической ловушки нам будет крайне и крайне сложно.

WhatsApp Image 2025-04-09 at 13.18.43.jpeg

- Что мы можем сделать для того, чтобы попытаться замедлить процессы глобального потепления в Центральной Азии? Какой антикризисный план спасения ледников, Вы, как эколог могли бы предложить?

- Во-первых, необходимо ежегодно планомерно и систематически, на протяжении весьма длительного периода времени, (порядка 2-3 десятилетий), высаживать на склонах гор вокруг зоны ледников саженцы деревьев, (лучше всего тянь-шанские ели). По принципу гидробиотического насоса эти деревья начнут своими глубоко уходящими под землю корнями извлекать воду, а через свою крону выделять влагу в атмосферу. Эта влага затем начнёт конденсироваться и формировать облака. В свою очередь, облака начнут отдавать свою влагу в виде дождей и снега над ледниками. В конечном итоге эти осадки начнут помогать ледникам образовывать новый лёд, то есть замедлят их деградацию.

Естественно, ни Кыргызстан, ни Таджикистан не смогут своими собственными силами осуществлять столь масштабные посадки деревьев. В осуществлении этого глобального природоохранного проекта нам должны помочь Узбекистан, Казахстан и Туркменистан, поскольку только таким способом эти государства смогут избежать надвигающегося дефицита воды. Также надо подключать Китай и Россию.

Кроме того, на окраинах ледников можно устанавливать снежные пушки, генераторы и конденсаторы льда, чтобы затормозить подтаивание краёв ледников и остановить их сползание.

WhatsApp Image 2025-04-09 at 13.19.00.jpeg

Во-вторых, надо, наконец, завершить строительство каскада гидроэлектростанций на реке Нарын. Дело в том, что эти гидротехнические сооружения в первую очередь задумывались как водосборники, а не производители электроэнергии. Их главная задача состояла в бесперебойном обеспечении Узбекистана и Казахстана поливной водой в весенне-летний период.

Водохранилища этого каскада гидроэлектростанций также способствовали бы смягчению горного климата и сдерживанию мирового потепления. А испарения воды с поверхности этих водохранилищ также помогли бы формированию облаков, которые, в свою очередь, изливали бы дожди на ледники, тем самым также тормозя их уменьшение.

Таким образом, с помощью систематического высаживания саженцев деревьев на склонах гор вокруг зоны ледников, а также завершения строительства каскада ГЭС на реке Нарын и формирования на них полноценных водохранилищ, можно было бы существенно снизить темпы потепления в горных регионах, тем самым затормозить деградацию ледников.

- Воду придется экономить в любом случае. Ведь если волны жары станут затяжными, растает не только лёд, но и уменьшиться количество осадков. При этом в нашем регионе до сих пор много каналов, просто выкопаны в земле, орошение полей производится арычным способом. На одной из международных конференций эксперты привели очень показательные расчеты, согласно которым при такой неэффективной системе теряется почти половина поливной воды. Как быть с этим?

- За 30 лет независимости наши водоканалы и другие ирригационные сооружения, доставшиеся нам от СССР, пришли в полную непригодность. Старые протекающие ирригационные сети крайне неэффективны. В результат, до 50% воды теряется впустую! Она не доходит до полей, а уходит в землю. Поэтому надо строить современные водосборники, водонакопители и водораспределители, бетонированные каналы и акведуки, а также пластиковые трубопроводы для полноценной доставки воды до полей. Практикуемый у нас традиционный арычный полив безнадёжно устарел. Надо вводить очень жёсткий контроль расхода воды, иначе до 60% потенциального урожая может теряться!

WhatsApp Image 2025-04-09 at 13.18.32.jpeg

А каким образом мы производим поливы полей?! Наши поливы просто смывают плодородный слой почвы! Где поливальные машины, которых было так много в советское время?! Ведь их использование уменьшало расход воды в 2-2,5 раза! Где широко практиковавшийся в советское время шланговый полив, когда каждые 50-60 см в шлангах были отверстия для выхода воды с целью более планомерного орошения. Это ведь был некий советский прототип капельного орошения. Не говоря уже о том, что если бы мы внедрили современное капельное орошение, то мы смогли бы использовать воду для сельского хозяйства в десятки раз меньше, чем расходуем сейчас, а урожая было бы больше. Кстати, это касается не только нас, но и наших соседей.

- Иначе говоря, если мы научимся экономить, беречь влагу, используя достаточно простые решения, то даже в периоды засух, нам будет хватать воды и на хозяйственную деятельность, и на полив сельскохозяйственных угодий?

- Нам нужно ускоряться все делать то, о чем я уже сказал. Строить большие ГЭС с водохранилищами, серьезно думать об использовании энергии атома и водорода. Чтобы сохранять воду в горах и зимой, не срабатывая огромные запасы в холодное время года.

Так же важны масштабные экологические мероприятия по обсадке ледников лесами, повсеместное внедрение капельного орошения в сельском хозяйстве. Если мы справимся с этими задачами, то сможем в значительной степени смягчить последствия глобального потепления.