США следует стремиться к повышению уровня отношений с тюркским блоком

В мире Загрузка... 23 Декабрь 2025 16:53
en-868532.1765973690.b.jpg

Бишкек, 23.12.25 /Кабар/. В понедельник Вашингтон стал местом проведения необычно тихого, но геополитически значимого визита. Кубанычбек Омуралиев, генеральный секретарь Организации тюркских государств, прибыл в столицу США для встреч с представителями Государственного департамента, членами Конгресса и экспертами в области государственной политики. Это был важный визит, который может привести к более тесным отношениям между тюркским миром и Соединёнными Штатами. Об этом пишет arabnews.com со ссылкой на Люка Коффи — старшего научного сотрудника Института Хадсона.

Он состоялся вскоре после исторической встречи президента Дональда Трампа с его коллегами из стран Центральной Азии в Белом доме в прошлом месяце, приуроченной к 10-летию формата C5+1, а также после дипломатического прорыва между Арменией и Азербайджаном, достигнутого при посредничестве США ранее в этом году. В совокупности эти события подчёркивают растущую стратегическую значимость организации и объясняют, почему именно сейчас визит генерального секретаря оказался своевременным.

Организация тюркских государств — в состав которой входят Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан — становится всё более значимой межправительственной структурой на мировой арене. Идея более формализованного тюркского сотрудничества была впервые выдвинута ещё в 2006 году тогдашним президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Впоследствии в 2009 году организация была основана как Тюркский совет Турцией, Казахстаном, Кыргызстаном и Азербайджаном с целью укрепления общих культурных, исторических, языковых и экономических связей между этнически тюркскими государствами.

Позднее Узбекистан присоединился к организации в качестве полноправного члена в 2019 году, а Туркменистан, Венгрия и де-факто администрация Северного Кипра участвуют в ней в статусе наблюдателей. Штаб-квартира и секретариат организации находятся в Стамбуле, и в течение года она регулярно проводит встречи для продвижения сотрудничества и интеграции между государствами-членами.

Страны блока расположены в одном из самых геополитически значимых регионов мира — в самом центре Евразийского континента — и обладают значительным экономическим и энергетическим потенциалом. В совокупности государства-члены и наблюдатели организации представляют более 158 миллионов человек на территории около 1,64 млн квадратных миль, а их совокупный валовой внутренний продукт приближается к 2 трлн долларов.

За исключением Турции, все нынешние члены ранее входили в состав Российской империи, а затем Советского Союза. После обретения независимости в 1990-х годах эти этнически тюркские государства заново открыли и приняли свою тюркскую идентичность, которая в ряде случаев на протяжении веков оказывалась на периферии.

Это возрождение не носило исключительно символический характер. Оно включало целенаправленные усилия по отказу от кириллицы в пользу латиницы и переходу к единой системе тюркского алфавита, а также более широкие инициативы по возрождению общего языка, культуры и исторической идентичности тюркских народов.

Помимо миллионов этнических тюрков, проживающих в границах государств-членов организации, миллионы представителей тюркских народов живут и в странах, не входящих в её состав, по всей Евразии. Эти сообщества находятся под сильным влиянием тюркской «мягкой силы», особенно через телевидение, кино и музыку. Тюркские языки распространены на обширной географической территории — от Юго-Восточной Европы через Центральную Азию до Западного Китая и далее на север, вплоть до арктических регионов России.

Хотя Организация тюркских государств представляет собой относительно скромную долю мировой экономики, её стратегическая значимость значительно превосходит совокупный экономический вес её членов. Регион богат нефтью, природным газом и редкоземельными металлами — ресурсами, которые становятся всё более важными для глобальных цепочек поставок и экономической безопасности. Здесь также проходят одни из важнейших в мире транзитных маршрутов и торговых узлов, включая Турецкие проливы и Срединный коридор, соединяющий Европу и Азию в обход России. По этим причинам блок привлекает всё большее внимание западных политиков.

В то время как геополитика Евразийского континента в значительной степени формируется влиянием России и Китая, возрождение тюркской идентичности и расширение роли Организации тюркских государств создают дополнительный стратегический вектор в Евразии. То, что начиналось как организация, основанная преимущественно на общей культурной идентичности, со временем эволюционировало. За годы своего существования она добилась ощутимого прогресса в сфере экономической интеграции, торгового сотрудничества и развития транспортной связанности.

В последнее время организация также начала изучать возможности сотрудничества в сфере безопасности. Обсуждения между государствами-членами теперь включают совместную подготовку, координацию в области обороны и перспективу проведения в будущем многосторонних военных учений.

В перспективе страны-члены, вероятно, будут демонстрировать устойчивый экономический рост и благоприятные демографические тенденции, с темпами роста населения, которым могли бы позавидовать многие европейские государства. Такое сочетание молодого населения, расширяющихся рынков и стратегического географического положения делает организацию всё более значимым игроком в евразийских делах.

Если администрация Трампа действительно намерена проводить политику глобального лидерства и активного международного взаимодействия, особенно с акцентом на бизнес, торговлю и экономическую дипломатию, более тесное сотрудничество с такими объединениями, как Организация тюркских государств, представляется стратегически оправданным. В её состав входят страны, заинтересованные в ведении бизнеса, углублении торговых связей и активном участии в глобальных процессах в качестве самостоятельных акторов.

Трамп уже продемонстрировал заметный интерес к взаимодействию с Центральной Азией и Южным Кавказом, а также поддерживает прочные отношения с Турцией, которая выступает экономическим, политическим и силовым двигателем организации.

Хотя визит Омуралиева в Вашингтон стал важным шагом, США следует развить импульс, созданный недавним взаимодействием Трампа с регионом. Вашингтону стоит стремиться к повышению уровня американо-тюркских отношений с долгосрочной целью проведения саммита на уровне министров иностранных дел. Это помогло бы открыть новые экономические и торговые возможности в регионе, который слишком часто оставался вне поля зрения западных политиков, а также укрепило бы стратегическое присутствие Америки в самом центре Евразии. Такой результат был бы выгоден для всех сторон.

Мнения, выраженные авторами в этом разделе, являются их личными и не обязательно отражают точку зрения издания.