Страны ЦА демонстрируют самые высокие за десятилетия темпы развития - аналитик

Интервью Загрузка... 19 Декабрь 2025 13:24
WhatsApp Image 2025-12-19 at 11.47.02.jpeg

Кирилл Степанюк

Все материалы

Эксклюзивные комментарии аналитика ЕАБР об экономической погоде в Центральной Азии. На полях деловой встречи в Алматы, где проходила презентация макропрогноза экономического развития, на вопросы ИА "Кабар" ответил руководитель дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития Алексей Кузнецов. В интервью затронуты темы регионального развития, экономической интеграции и важности реализации крупных инфраструктурных проектов, меняющих геоэкономический ландшафт в ЦА:

- Как Вы оцениваете экономическую погоду на пространстве Евразийского партнёрства? Страны - партнёры ЕАБР составляют ядро ЕАЭС и СНГ, как изменились за год их показатели по ВВП и какую картины мы увидим, если сравним эту динамику с остальным миром?

- В 2025 году экономика региона операций ЕАБР возвращается к умеренному, равновесному уровню после двух лет рекордного роста. Инвестиции остаются главным драйвером роста в регионе, особенно в обрабатывающей и добывающей промышленности, энергетике и строительстве.

По нашим оценкам, ВВП региона увеличится на 1,9% по итогам 2025 г. после 4,5% в 2024 г. Замедление объясняется в первую очередь охлаждением экономики России, где рост ВВП, по нашим оценкам, составит 1% в 2025 году. При этом в текущем году ожидаем сохранения устойчивого роста ВВП Армении – около 6% и Беларуси – 1,8%.

Страны Центральной Азии в 2025 г. демонстрируют самые высокие за последнее десятилетие темпы роста - 6,6%, что примерно в два раза выше среднемирового роста. В Казахстане ожидаем рост экономики на 5,9%, в Кыргызстане – 10,3%, в Таджикистане – 8,3% и в Узбекистане – 7,4%.

- Развитие транспортных коридоров и выстраивание новой региональной логистики - один из ключевых факторов укрепления экономик. Насколько важна для наиболее полного развития потенциала взаимодействия между странами разветвленная сеть автомобильных и железных дорог. О каких объемах взаимных перевозок, и по каким направлениям идёт речь в горизонте 5-10 лет?

- Развитие сетевой структуры автодорог и железных дорог – главная идея концепции Евразийского транспортного каркаса ЕАБР. Важно, чтобы к уже действующим коридорам Восток – Запад добавлялись новые автодорожные и железнодорожные маршруты «Север – Юг». Это позволит создать новую региональную логистику в направлении Индии, стран Залива, Африки и Азии.

В своем докладе «Евразийский транспортный каркас» мы прогнозируем к 2030 г. по целевому сценарию рост объемов перевозок по трем ключевым евразийским транспортным коридорам, пересекающим Центральную Азию (Центральный Евразийский коридор Китай – Казахстан – Россия – Европа, Коридор Север-Юг и Транскаспийский международный транспортный маршрут/Срединный коридор). Ожидается, что перевозки грузов вырастут в 1,5 раза, до 95 млн тонн. Контейнерный трафик увеличится еще сильнее - на 70%, и достигнет к 2030 г. 1,7 млн ДФЭ (контейнеров в 20-футовом эквиваленте).

Увеличению перевозок будут способствовать рост торговли в Центральной Азии, а также развитие транспортной и логистической инфраструктуры.

- Энергетика - отдельная большая тема. И в этом контексте хотелось бы затронуть проект ГЭС "Камбар-Ата-1" в Кыргызстане. Насколько он важен для регионального развития, и какие задачи решает?

- Проект Камбаратинской ГЭС-1 (КГЭС-1) – один из крупнейших инвестиционных проектов в Кыргызстане и Центральной Азии. Мощность - 1,88 ГВт., стоимость - 3,6 млрд долларов. Проект реализуется совместно с Казахстаном и Узбекистаном. Значит, учитывает интересы всех сторон.

Региональная значимость проекта обусловлена возможностями по поддержке энергосистем стран Центральной Азии на фоне постоянного увеличения спроса на электроэнергию и по управлению водно-энергетическим балансом в регионе. Появление дополнительной плотины на реке Нарын позволяет перепрофилировать Токтогульскую ГЭС под функции контр-регулятора. Это позволит эффективно регулировать сезонные потоки воды и, соответственно, определять баланс между потребностями в водных ресурсах между энергетическим сектором и орошаемым земледелием.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подчеркнул, что запуск КГЭС-1 «позволит Токтогульской ГЭС работать в оптимальном режиме и обеспечит подачу воды соседним странам в весенне-летний период, а также полностью удовлетворит потребности Кыргызстана в электроэнергии в осенне-зимний сезон». В долгосрочной перспективе КГЭС-1 может внести вклад в уменьшение рисков засух и адаптацию к климатическим изменениям. Так как крупные водохранилища обеспечивают запас воды в маловодные годы и поддерживают развитие чистой энергетики региона.

Проект имеет стратегическое значение не только для Кыргызстана, но и для всего региона. На нем апробируется практическое применение проектной формы международного консорциума, которая позволяет учесть интересы трех сторон - Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. В перспективе такая форма может стать ключевой для развития регионального сотрудничества в водно-энергетическом комплексе Центральной Азии.

- Совместные инфраструктурные проекты, это в значительной степени усиление экономической интеграции. Каков ожидаемый экономический эффект от подобного рода инициатив?

- Эффекты от реализации совместных инфраструктурных проектов хорошо видны на примере крупных региональных инициатив в области энергетики и транспорта.

Например, проект Камбаратинской ГЭС-1 напрямую влияет на экономическую интеграцию и региональное сотрудничество в Центральной Азии. Он решает проблему дефицита воды и одновременно стремительно растущего спроса на электроэнергию. Все стороны получают выгоды. Обсуждаемая структура совместной компании предполагает доли 34% у Кыргызстана и по 33% у Казахстана и Узбекистана. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет Кыргызстана. Привлечение средств станет более дешевым за счет более высоких суверенных рейтингов стран-партнеров.

Реализация проекта внесет вклад в развитие регионального диалога по воде и энергии в Центральной Азии. И это как раз тот случай, когда договоренности по воде и энергии позволят стимулировать сотрудничество в области торговли и финансов (по аналогии с углем и сталью в европейской интеграции). И сегодня это сотрудничество оформляется конкретной проектной архитектурой консорциума и общими финансовыми обязательствами. Именно это, как правило, и дает самый устойчивый экономический эффект.

Другой пример – строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Для Кыргызстана выгода заключаются в развитии железнодорожных перевозок с Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Турцией (для Узбекистана это выгоды от кыргызского транзита по его территории).

Одновременно Кыргызстан будет получать дополнительные доходы от растущего транзита грузов узбекско-китайской торговли.

Поэтому данный проект, общая цель которого - увеличение объемов перевозок и торговли в регионе, обоюдно выгоден обеим странам, по территории которых будет проходить новый железнодорожный коридор.

- Какие изменения на пространстве Евразийского партнёрства возможны в 2026 году и сохранится ли положительная динамика в экономическом взаимодействии?

- Мы ожидаем, что процессы экономического сотрудничества в Евразии в 2026 г. продолжатся. В 2025 г. была заложена неплохая основа – в Тянцзинской декларации глав государств ШОС (Тянцзинь, Китай, 1 сентября 2025 г.), а также в других документах, принятых на уровне глав государств и правительств.

Особую роль будет играть расширение инвестиционного сотрудничества. Мы ожидаем дальнейшего роста взаимных инвестиций в Евразийском регионе. По итогам первого полугодия 2025 г. их объем достиг 48,4 млрд долларов, это плюс 4% за полугодие и более 6% к уровню 2023 г. Особенно важно, что этот рост происходит на фоне глобального спада инвестиционной активности, что говорит о высокой устойчивости и привлекательности экономик региона для инвесторов.