Заместитель директора ОАО «Түндүк» Талант Аманов в интервью информационному агентству «Кабар» рассказал о самых востребованных цифровых госуслугах, перспективах развития платформы и мерах безопасности при передаче персональных данных через «Түндүк».
- Есть ли данные, насколько сократился документооборот в бумажном виде с момента активного внедрения цифровых госуслуг?
- Такую статистику мы, конечно, не ведём. Но по программе дебюрократизации, если вам до 50 лет и эта справка есть в «Тундуке», то государственным органам запрещено выдавать её в бумажном формате.
- Можете назвать топ самых востребованных цифровых госуслуг за последние 6 месяцев?
Самые запрашиваемые:
- информация о составе семьи;
- информация о фактическом проживании;
- справка о судимости — одна из самых востребованных;
- информация о количестве проживающих — это когда можно проверить, сколько людей прописано по вашему адресу.
Всего доступно около 180 справок, и их перечень может меняться ежедневно. Некоторые справки ситуативны. Например, во время COVID-19 самыми востребованными были справки, связанные с пандемией. В прошлом году чаще всего запрашивались справки о составе семьи, так как запись в школу велась немного в другом формате.
- Планируется ли запуск новых цифровых сервисов во втором полугодии 2025 года?
- Да, работа ведётся ежедневно. Каждые две недели появляется что-то новое. Минимум одно обновление. Обновления происходят раз в неделю, обычно по четвергам.Ближайшая справка — о получении землеустроительных документов по линии кадастра. Также будет доступна услуга по онлайн-оплате тонировки. Она уже есть в некоторых приложениях. Но из-за высокой стоимости — 50 000 за одну транзакцию — почти никто, кроме МБанка, не предоставлял эту услугу в прошлом году.
Из последних цифровых документов у нас появился цифровой диплом — его анонсировали в понедельник. Из новых онлайн-услуг — замена водительского удостоверения. Среди самых ожидаемых — получение онлайн-регистрации новорождённого ребёнка и выдача свидетельства о рождении. Эта услуга уже функционирует с 2023 года, но только в веб-версии. В мобильном приложении она пока недоступна. Поступает много просьб реализовать её в приложении. Мы планируем сделать это осенью. Этот вопрос рассматривался ещё летом.
- Насколько безопасна передача персональных данных через платформу «Тундук»? Были ли случаи, связанные с утечкой данных?
- Утечки как таковой нет. У нас децентрализованная форма управления в электронном формате. Каждый государственный орган хранит свои системы у себя. Каждый орган в рамках своей компетенции хранит информацию. Обмен происходит через систему межведомственного электронного взаимодействия. Это open source-продукты эстонской компании. Официально мы поддерживаем с ними связь. Два раза в год проводятся повышения квалификации, обучение и совместно со всеми мы обновляем систему.
Утечек у нас не было. Мы не храним персональные данные. В противном случае это было бы нарушением закона и дублированием. Например, если паспорт выдан одним органом, то его база и содержит эту информацию. Мы у себя его не храним. Мы можем обратиться к ним и запросить ваш паспорт. Поэтому даже если взломать «Тундук», получить персональные данные невозможно — у нас их нет.
- Планируете ли вы со временем внедрять искусственный интеллект в систему «Тундук»?
- Мы рассматриваем возможность внедрения искусственного интеллекта в мобильное приложение, но пока не видим в этом необходимости. Система не настолько нагруженная.
Искусственный интеллект планируем использовать внутри самого акционерного общества для других проектов. Сейчас мы переходим в фазу работы с системами и большими массивами данных. Особенно важно извлекать аналитические данные для принятия решений на уровне государственного управления. В этих целях будут внедряться такие системы — чтобы руководители могли получать конкретные предложения и аналитические отчёты, и на их основе принимать решения.
- Приложение “Тундук” набирает популярность, но некоторые граждане пожилого возраста сталкиваются с трудностями из-за недостаточной цифровой грамотности. Какие меры предпринимаются для того, чтобы эти люди тоже могли полноценно пользоваться цифровыми госуслугами? Предусмотрена ли для них помощь или поддержка?
- Это приложение рассчитано на всех. Пожилые граждане смогут по-прежнему приходить лично и получать услуги в бумажном виде. Программа в основном рассчитана на людей до 50 лет.
Автор: Юлия Скоробогатова