Бишкек, 30.05.25. /Кабар/. Сфера образования Кыргызстана находится на пороге масштабных изменений, направленных на повышение качества знаний, расширение возможностей учащихся и приведение системы к международным стандартам. В рамках трансформации системы внедряются реформы и запускаются различные проекты.
Министр просвещения Догдуркул Кендирбаева в подкасте «Педкеңеш» отметила, что за последние тридцать лет содержание и стандарты нашего образования устарели. «Мы учим кыргызскому языку 11 лет, но большинство молодежи не может хорошо говорить на кыргызском. Преподаем математику, но полноценно понимающих её – единицы. Сейчас необходимо заново разработать содержание и стандарты», - заявила министр.

На педагогическом форуме 23 мая президент Кыргызской академии образования Назира Дуйшеева подчеркнула, что школьная программа станет более практикоориентированной — ученики смогут выбирать профессиональное направление и готовиться к будущей жизни.
По ее словам, реформа направлена на поддержку инклюзивности, гендерного равенства и уважения к культурному разнообразию. Новый стандарт делает акцент и на воспитательную функцию — формирование уверенной, ответственной, творческой личности, открытой миру.
«Обновлены 38 предметных стандартов, содержание уроков станет современным и приближенным к реальности. Готовятся новые методические материалы для учителей, особенно по математике и естественным наукам. Главное — не просто дать знания, а подготовить детей к жизни», — добавила Дуйшеева.

В ближайших планах — подготовка учителей, развитие инфраструктуры, издание новых учебников и завершение регистрации учеников 1-2 классов.
По информации Министерства просвещения, в рамках трансформации уже утверждены нормативные документы, государственный образовательный стандарт и предметные стандарты.

Директор Республиканского института повышения квалификации педагогических работников Алмазбек Токтомамбетов сообщил, что у нового госстандарта есть три ключевые особенности:
- Фокус на ценностях и воспитании:
«Раньше упор делался только на обучение, теперь — на воспитание. Потому что даже образованный человек может стать коррупционером или преступником. А ребёнок с крепкими ценностями сам потянется к знаниям».
Связь знаний с реальной жизнью.
- Введение новой компетенции — «личностно-эмоциональной»:
«Это акцент на личности и эмоциональном состоянии ребёнка. Ранее такой аспект не был включен в стандарты, хотя и обсуждался».
- Также завершена разработка предметных стандартов. Использованы адаптированные учебники по математике и естествознанию (объединённые предметы: химия, физика, биология) из Сингапура по системе Кембриджа. Они уже переведены и готовятся к печати.
С августа начнётся обучение учителей математики, естественным наукам и английскому языку. Они будут обучаться на базе этих учебников.
«Будут проведены четырёхдневные тренинги: сначала для тренеров, а затем — для учителей на местах. Дополнительно в каникулярное время пройдут онлайн-обучения», — сообщил Токтомамбетов.