Бишкек, 06.10.25. /Кабар/. Недавнее задержание более 20 человек, причастных к коррупционной схеме на таможенном посту Чалдовар, вновь высветило масштабы и глубину коррупции в государственных структурах Кыргызстана. По словам главного борца с этим явлением Камчыбека Ташиева, в стране с приходом к власти команды Садыра Жапарова началась нещадная борьба с коррупцией. Однако в государственных органах коррупция остается на высоком уровне. Этому наглядный пример – задержание организаторов коррупционной сети при участии сотрудников Налоговой службы, военнослужащих Пограничной службы, работников Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности и весогабаритного контроля Минтранса.
Почему коррупция как клещ все еще держится на теле государства, объясняется историческим контекстом, так как после обретения независимости Кыргызстан строил государственные институты с нуля, сталкиваясь с трудностями в формировании эффективной системы управления.
Вспомним первые годы независимости. В 1991 году, когда Кыргызстан получил независимость от СССР, многие граждане испытывали эйфорию, ожидая перемен и лучшего будущего. Этот период ознаменовался стремлением к демократизации общества, укреплению государственности и улучшению социально-экономического положения страны.
После десятилетий в составе СССР, провозглашение независимости вызвало у народа чувство свободы и надежды на построение нового, лучшего общества. Люди ждали реальных изменений во всех сферах жизни – в экономике, политике, социальной сфере.
Ожидания быстро столкнулись с суровой реальностью. На политическую арену стали приходить люди, чьи личные интересы преобладали над общественными, что привело к коррупции и другим негативным явлениям. И это, прежде всего, сказалось на работе институтов власти и контроля.
В Кыргызстане, как и в других постсоветских республиках, коррупция воспринималась не как преступление, а как способ «решать вопросы». Много лет в обществе формировалась толерантность к взяткам и откатам — от мелких услуг до крупных сделок.
Это восприятие связано с историческим контекстом и особенностями формирования правовых и социальных норм, что усиливает негативные последствия коррупции, такие как подрыв доверия к государству и социальное неравенство.
Слабые институты не способны эффективно контролировать действия чиновников, что дает им возможность злоупотреблять властью и ресурсами без страха быть наказанными. Особенно, когда контроль над государственными ресурсами ослаблен, это открывает возможности для их присвоения или использования в личных целях. В то время простые граждане были недостаточно информированы или дезинформированы об этом, что усиливало ощущение безнаказанности у коррупционеров.
В начале 2025 года вступили в силу поправки в законы, ужесточающие наказание за коррупцию. Закон должен способствовать искоренению коррупционных проявлений в государственных органах.
«В настоящее время политическое руководство приняло курс на беспощадную борьбу с коррупцией в любых ее проявлениях. Достигнуты положительные результаты, все отчетливее стали проявляться существенные и признаваемые гражданами тенденции в борьбе с коррупцией. Однако, несмотря на принятые меры по борьбе с коррупцией, ее уровень в государственных органах остается высоким», — говорится в справке-обосновании.
Сегодня власть хорошо понимает, что коррупция, во-первых, снижает доверие к органам власти и разрушает верховенство закона; во-вторых, усиливает социальное расслоение и ухудшает качество жизни граждан; в-третьих, уменьшает привлекательность страны для иностранных и внутренних инвесторов, что негативно сказывается на экономическом развитии. А потому нещадная борьба, объявленная ей, будет продолжаться.
Согласно закону об ужесточении наказания за коррупцию, теперь штрафами отделаться не удастся — осужденные будут отбывать реальные сроки. Кроме того, им пожизненно запрещено занимать какие-либо государственные должности. Также под увольнение попадут их родственники, работающие в госорганах.
«Хочу предупредить всех, особенно государственных служащих, чтобы потом не говорили, что не знали. Когда мы начинали борьбу с коррупцией, многие сомневались, что у нас хватит сил. Ведь когда-то, начав борьбу с организованной преступностью, мы тоже сталкивались с насмешками. Но сегодня я могу ответственно заявить, что ОПГ в Кыргызстане больше нет. Победить коррупцию сложно, но мы поставили цель полностью ее уничтожить, и мы добьемся этого в этом году», — отметил Ташиев.
Коррупция в Кыргызстане — это не только преступление, но и системное последствие деградации институтов, ценностей и культуры управления. Только комплексный подход, от образования до институтов, способен изменить ситуацию.
Сегодня перед Кыргызстаном стоит историческая задача - не просто «сажать» коррупционеров, а создать такую систему, где быть честным — выгодно, безопасно и уважаемо, а быть вором — стыдно и рискованно.