Бишкек, 23.09.25. /Кабар/. Министерство цифрового развития и инновационных технологий КР подготовило проект постановления кабинета министров, направленный на упрощение процедур документирования населения.
Документ предусматривает отказ от ряда нотариальных документов в бумажной форме и закрепление новых правил при выдаче паспортов и обмене ID-карт.
Заведующий отделом по выработке политики в отрасли документирования населения Минцифры Нурлан Алаев пояснил, что инициатива связана с задачей повышения доступности и удобства госуслуг, а также оптимизацией работы уполномоченных органов. По его словам, ранее ГУ «Кызмат» провело инвентаризацию нормативно-правовых актов, чтобы упростить и оптимизировать процесс оказания услуг в сфере документирования населения. Основанием также стало распоряжение кабинета министров КР от 9 апреля 2025 года № 260-р, согласно которому всем госорганам и органам местного самоуправления, оказывающих муниципальные услуги, поручено прекратить требование у граждан нотариальных документов в бумажном формате.
К ним относятся доверенность на распоряжение и управление автотранспортными средствами, доверенность на изготовление и получение паспорта, доверенность на получение и отказ от гражданства, согласие на регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, доверенность на регистрацию юридического лица, доверенность на представительство в таможенных органах. Однако, отметил Алаев, несмотря на развитие цифровых сервисов и наличие системы «Тундук», граждане до сих пор сталкиваются с требованием предоставить такие документы в бумажном виде.
«Одной из целей постановления является отказ от практики истребования нотариально заверенных документов. На сегодняшний день в республике внедрен и развивается ряд цифровых серверов, интегрированные с приложением «Тундук», которые обеспечивают централизованный доступ к данным из государственной информационной системы, в том числе информационная система нотариата, также были интегрированы и автоматизированны системы «Паспорт» и адресно-справочное бюро. Это позволяет сотрудникам получать необходимые данные напрямую, при наличии уникального кода у заявителя», — подчеркнул он в эфире Биринчи радио.
Алаев отмечает, что проект также предусматривает новые правила первичного документирования: если лицо, достигшее 16 лет, не имеет данных в государственном реестре населения или не может предоставить документ в цифровом виде, то допускается использование паспорта родителей, опекуна или попечителя для подтверждения гражданства.
Отдельной нормой вносятся изменения в инструкцию, закрепляющие возможность изменения национальности. «На практике это основание существовало, мы его упорядочили, и это основание включили в эту инструкцию. Гражданин при достижении 16 лет или при обмене паспорта сможет официально изменить национальность, выбрав национальность одного из родителей», — пояснил Алаев.
Ведущий специалист отдела паспортной работы и актов гражданского состояния ГУ «Кызмат» Салима Туякова добавила, что учреждение уже с 2020 года не требует у граждан бумажных документов, если информация отражена в едином государственном реестре. А с 2023 года при наличии цифрового формата через приложение «Тундук» также не запрашиваются документы государственного значения. Исключение сохраняется при оформлении паспортов детям до 16 лет — в случае отсутствия одного из родителей требуется нотариальное согласие второго.
Также она уточнила, что в паспорте в графе о национальности гражданин может поменять свою национальность, только если его родители разных национальностей.
«При получении первого паспорта с достижением 16-лет, если у родителей различные национальности, и в паспорте указывалась бы одна из национальностей родителей, но затем через какое-то время человек хотел поменять свою национальность, то он может подать заявление и предоставит свидетельство о рождении с наличием различных национальностей и документ, удостоверяющий личность, — паспорт, ID-карту. На основании предоставленных документов выносится заключение об изменении национальности», - рассказала Туякова.
Специалист ГУ «Кызмат» отметила, что сегодня по выбору гражданина в ID-карте указывается национальность. Но, в общем, национальность указывается и записывается в чип-карте. Если гражданин хочет, чтобы она в паспорте указывалась, тогда по его желанию в паспорте этническую пренадлежность укажут.