Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Маршрут, меняющий геоэкономический ландшафт

Аналитика Загрузка... 24 Январь 2025
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
{{ item.title }}
Next
Previous
copyright icon WWW

Кирилл Степанюк

Все материалы

В канун 2025 года началась реализация самого амбициозного и масштабного инфраструктурного проекта в истории Кыргызстана. Неподалеку от города Джалал-Абада был дан старт строительству железной дороги, которая пройдет через территорию нашей страны и станет связующим звеном между крупнейшими транспортными системами в Евразии. Это будет кратчайший путь, который соединит между собой противоположные части самого большого континента, став для десятков государств наиболее удобным и быстрым маршрутом доставки товаров.

На официальной церемонии начала реализации проекта президент Кыргызстана Садыр Жапаров акцентировал внимание на том, что перед нашей страной открывают новую эпоху в региональном сотрудничестве и взаимодействии с соседними государствами.

«Железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан – это не просто транспортный коридор, это важный стратегический мост, который свяжет страны Востока и Запада. Если говорить конкретнее, новый железнодорожный коридор станет южным звеном континентального моста Евразии, открывая путь на рынки Юго-Восточной, Западной Азии и Ближнего Востока.

Этот маршрут обеспечит доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, включая Турцию и далее в Европейский Союз. Проект укрепит межрегиональные связи, поможет диверсифицировать транспортные направления и повысить конкурентоспособность региона как международного транспортно-транзитного хаба, что соответствует целям стран Центральной Азии», - подчеркнул глава государства.

Благодаря железной дороге Кыргызстан вновь займет важное место на возрождаемом Шелковом пути. Для нас это не просто выход из транспортного тупика, но и возможность достичь высокого уровня индустриализации. Наличие международного транспортного коридора будет способствовать развитию внутренней инфраструктуры и созданию современных производственных мощностей с экспортным потенциалом.

Историк, общественный и политический деятель Зайнидин Курманов провел небольшой экскурс в средневековье, когда Шелковый путь процветал, и сейчас, принимая участие в его воссоздании, мы формируем новый геоэкономический ландшафт.

«Мы стояли на этом маршруте со времен античности до 16 века, но этот путь исчез, это было следствием бесконечных войн и грабежей, связи между западом и востоком прекратились, и регион, который ранее процветал от развития международной торговли, поблек и пришел в упадок. Цивилизация, развивавшая науку, медицину, создававшая выдающиеся культуры и искусства, являвшие миру гениальных ученых, писателей и поэтов на протяжении с 16-го века, начала затухать.

Возобновление этого маршрута обещает большие перспективы – возрождение Центральноазиатского региона, который когда-то был самым богатым и процветающим, и здесь хотели жить все. Сейчас мы возвращаемся на этот путь, восстанавливаем его и, естественно, что это должна быть не только железная дорога. Это логистическая цепь, которая объединяет два мира, а может быть и более.

По линии прохождения должны возникать посёлки и города, сухопутные порты и производства. Иными словами, параллельно будет развиваться соответствующая инфраструктура. Нужно, чтобы работало все, железная дорога перевозила товары, обеспечивала переток трудовых ресурсов и связывала между собой разные культуры и цивилизации. Когда это будет сделано, у Кыргызстана будет блестящее будущее, равно как и у других стран на этом пути», - подчеркивает Зайнидин Курманов.

Теперь о том, что касается основных технических параметров магистрали. Из 486-киллометрового маршрута Кашгар – Торугарт – Макмал - Джалал-Абад - Андижан, 280 км будет проходить по территории Кыргызстана. Из-за сложностей горного рельефа необходимо будет пробурить более 50 километров тоннелей и возвести десятки эстакад. Это сложный и капиталоемкий проект. В этой связи доктор экономических наук Толонбек Абдыров выделяет еще один важный аспект – наша страна получит неоценимый опыт прохождения сложных горных массивов, возведения протяжённых мостов через ущелья. Не менее важно, по мнению эксперта, и то, что развитие транспортной инфраструктуры, не только международной, но и внутриреспубликанской, даст толчок и другим секторам экономики – от сельского хозяйства, промышленного производства и машиностроения до сфер логистики, обслуживания и туризма.

«Для нас это не только выход к морю и доступ на мировые рынки, проект создает еще мощную инфраструктуру внутри Кыргызстана. Прокладка дороги предусматривает строительство 18 станций, перегрузочных и логистических центров. Только за транзит наша страна ежегодно будет получать порядка $200 миллионов в год. Через этот путь мы будем связны, с одной стороны, с Китаем и юго-восточной Азией, с другой - со странами Кавказа, Персидского залива и Европы. Это будет самый короткий маршрут, поэтому он и востребован. У нас будет возможность диверсифицировать экспорт отечественной продукции, по самым разным направлениям.

До сих пор мы нигде не были представлены, как участники глобальных цепочек поставок. Мы не имеем выхода к большим магистралям и морю. С точки зрения вовлечения в эти процессы глобальной торговли, железная дорога имеет огромное значение. Мы интегрируемся в новый формат экономического развития», - отмечает Толонбек Абдыров.

Все вопросы, связанные с финансированием проекта, согласованы, этим занимается трехсторонний консорциум, где представлены Китай, Кыргызстан и Узбекистан. На строительство магистрали уйдет несколько лет, но уже сейчас начатые в нашей стране работы, способствуют укреплению экономического потенциала и привлечению значительных инвестиций.