Горные экосистемы наиболее уязвимы перед глобальными климатическими изменениями. Участившиеся волны жары и затяжных засух стали причиной сокращения площади ледников и как следствие истощения водных ресурсов. Для Центральной Азии недостаток влаги формирует целый спектр угроз, от снижения эффективности гидроэлектростанций до падения объемов сельскохозяйственного производства, что прямо связано с продовольственной безопасностью в регионе.
Проходящая в эти дни в Бишкеке международная климатическая конференция как раз направлена на поиск решений, которые позволят нивелировать негативные последствия глобального потепления. В интервью ИА «Кабар» академик НАН Кыргызстана, доктор сельскохозяйственных наук Жамин Акималиев рассказал о том, насколько губительным может быть потепление на 1 – 2 градуса для горных регионов, и что нужно сделать для того, чтобы адаптироваться к существенно меняющимся природным факторам.
- Касательно климатической повестки, то уже много лет эксперты говорят о том, что интенсивное таяние ледников в Центральной Азии в целом и в Кыргызстане в частности может вызвать необратимые процессы, представляющие угрозы горным экосистемам. Насколько серьезна эта ситуация и как бы вы могли ее описать?
- Нас глубоко тревожат резкое изменение климата и состояние водных ресурсов. Если взять 2 периода, 1931-1960 годы и 1961-1990 годы, то среднегодовая температура на всей территории Кыргызской Республики в пересчете на 100 лет выросла в XX веке на 1,6 градусов Цельсия. А в начале XXI века – еще больше. Наибольшее потепление климата наблюдалось зимой (2,6 градуса), а наименьшее – летом (1,2 градуса). К сожалению, следует констатировать, что повышение температуры вышло за рамки ее случайных колебаний и имеет место устойчивая тенденция.
Количество водных стоков увеличивается. Казалось бы, что сейчас можно воспринимать это как положительное явление. Однако, если рассмотреть причины, по которым это происходит, то ситуация совсем неблагополучная, потому что такое увеличение стока воды связано с заметным таянием ледников. Если в 1965-1974 годах в Кыргызстане было 7 628 горных ледников с общей площадью 8 107 квадратных километров, то сейчас осталось только 5 237 ледников, и их общая площадь сократилась до 6 336 квадратных километров. Иными словами, за эти годы так называемые вечные ледники уменьшились на 20 процентов. Это огромная и невосполнимая потеря. И она, конечно, будет иметь крайне отрицательные последствия.
Долинные ледники, языки которых лежат в низинах, сокращаются более быстрыми темпами из-за повышения температуры. Вероятность их исчезновения очень велика. В горах на высоте 4 000 метров над уровнем моря и выше (Центральный Тянь-Шань, пик Хан-Тенгри) процесс таяния идет медленнее в связи с более суровым климатом.
Сток рек будет увеличиваться еще 15-20 лет, а затем начнется его спад. Особенно опасным является снижение стока рек, питающих наиболее обжитые и важные в хозяйственном отношении долины, как Чуйская, Ферганская и Иссык-Кульская. Такие же проблемы в скором будущем встанут перед всеми странами Центральной Азии. Главной угрозой стабильности и самой жизни в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане уже к 2050 году может стать жесточайший дефицит питьевой и поливной воды.
- Естественно, что дефицит воды повлечет за собой сокращение посевных площадей. То есть перед регионом, традиционно богатым овощами и фруктами, ребром встанет вопрос продовольственной безопасности. Уже сейчас в сфере сельского хозяйства постепенно внедряются методы капельного орошения, бетонируются каналы и арыки, чтобы сократить потери воды. Что еще необходимо сделать для адаптации всего региона и Кыргызстана к серьезному климатическому вызову?
- В наших засушливых зонах, даже в условиях преимущественно орошаемого земледелия, возникает проблема продовольственной безопасности, так как в Центральной Азии 90 процентов потребляемой пресной воды используется в сельском хозяйстве. Уже сегодня можно заметить снижение урожайности сельскохозяйственных культур из-за глобального потепления. Негативным фактором является именно то, что температура воздуха повышается в регионах, где и без того жарко.
В этой связи перед аграрной наукой встает задача создания засухоустойчивых сортов, адаптированных к новым специфическим условиям. К общему удовлетворению, Кыргызстан располагает такими засухоустойчивыми сортами отечественной селекции, как Асыл, Тилек, Кыял – озимой пшеницы; Аракет, Касиет, Даңк – яровой пшеницы; Интенсивная, Джамин – факультативной пшеницы; Адыр, Кайрак, ЭХОЛ – для богарных земель.
Недостаток сортов пшеницы российской селекции – слабая засухоустойчивость и нестабильная урожайность. Сорта же казахской селекции – менее урожайны. На создание одного сорта требуется 8-10 лет, но зато выведенные нами сорта живут до 40 лет, такие как, например, Интенсивная и другие. Зарубежные сорта вырождаются, как правило, через 3-4 года. Следовательно, главная задача состоит в том, чтобы обеспечить наши фермерские и кооперативные хозяйства качественными семенами отечественных сортов, выведенных в условиях Кыргызстана, а не заполонять благодатные поля непредсказуемыми импортными семенами, тратив на это огромные средства из собственного государственного бюджета.
Имеет важное значение сотрудничество наших ученых с международными сельскохозяйственными научными центрами. Именно в содружестве с ИКАРДА, расположенном на засушливых землях Сирии, мы создали прекрасный сорт озимого ячменя Адель, обеспечивающий 70-центнеровый урожай зерна.
- То есть качественная селекция и семеноводство, это тоже может стать ответом на климатические вызовы? Или что-то есть еще, может быть правильный севооборот?
- Площадь засушливых земель в нашей республике составляет 40 процентов всей пашни. Основой повышения продуктивности таких неблагополучных земель служат зернопаровые севообороты, в которых удельный вес чистых паров должен составлять 20 процентов. (*Чистый пар — это агротехнический приём в земледелии, при котором участок земли в течение всего сельскохозяйственного сезона не засевается никакими культурами, а регулярно обрабатывается (вспашка, рыхление, уничтожение сорняков и т.д.) для сохранения влаги в почве, накопления питательных веществ и улучшения её структуры).
Паровое поле является источником сбережения влаги, местом накопления азота и очищения почвы от сорной растительности. Урожайность озимой пшеницы по такому пару увеличивается на 5-10 центнеров с гектара. Сейчас ведутся эксперименты по изучению севооборотов с участием зернобобовых культур: сои, чины, вики, гороха и нута. Уже доказано, что при остром дефиците влаги преимущество остается за чистым паром, а в условиях выпадения осадков на засушливых землях возможна замена чистого пара зернобобовыми культурами.
По большому счету, вклад Кыргызстана в глобальное изменение климата не столь существенен. Во-первых, республика по размерам не велика; во-вторых, промышленность не настолько развита, а выработка электроэнергии базируется в основном на водных ресурсах.
Однако Кыргызстан занимает лидирующее место по индексу уязвимости среди стран Центральной Азии, так как он является самой что ни на есть горной, непредсказуемой страной.