В Кыргызстане имеется три пика, высота которых превышает 7000 метров. Это пик Ленина, Победа и Хан-Тенгри. Семитысячники манят альпинистов по нескольким причинам, и главный из них - вызов самому себе. Альпинисты также как и другие спортсмены стремятся к престижу и спортивным достижениям, однако они, понимая всю экстремальность и опасность восхождения на такие вершины, готовы туда пойти даже с риском для жизни. Высота 7000 метров – это зона, где кислорода в два раза меньше, чем на равнине и, несмотря на это, альпинисты идут за новыми приключениями и адреналином. Несмотря на всю суровость и опасность этого вида спорта, горовосходители часто говорят о красоте и романтике. Многие из них отмечают, что невозможно передать словами красоту и величие гор, когда ты смотришь на них с самой высокой точки.

Президент Федерации Альпинизма и Спортивного Лазания КР Эдуард Кубатов рассказал о том, почему в стране отсутствует разрешительная система на восхождения, кто несет ответственность за безопасность туристов и спортсменов, а также как проходят тренировки альпинистов. Он отметил, что в отличие от Непала или Пакистана, где действует строгая система получения пермитов, в Кыргызстане горы остаются открытыми для всех, а контроль возложен на туристические компании и альпинистов.

По его словам, в Кыргызстане нет разрешительной системы, поэтому каждый желающий может совершать восхождение на пики 5000м, 6000м и 7000м. Они должны просто официально уведомить местные подразделения МЧС о том, в какой период они собираются совершить восхождение. Это должны делать также треккинговые туристические компании.

«Федерация альпинизма является спортивной федерацией, мы не имеем никаких административных функций, мы не регулируем туризм, горный спорт, треккинги и восхождения. Мы просто являемся общественным объединением спортсменов, которые делают спортивные восхождения на те или иные вершины. И мы поддерживаем в спортивном плане Федерацию альпинизма. У нас нет никаких функций регуляции и возможности запрещать кому-то подниматься на вершины. Это в первую очередь ответственность туристических фирм, треккинговых компаний и самих спортсменов, которые делают те или иные восхождения», - сказал он.

Эдуард Кубатов отметил, что в Непале, Пакистане и Тибете существует разрешительная система. Альпинист должен получить разрешение перед восхождением, но это касается, прежде всего, восьмитысячников. Регуляция малых вершин -4000 или 5000 метров - практически невозможна. «А в Кыргызстане нет прямой нормы в законе, запрещающей восхождение без разрешения. Горы у нас открытые, в полном доступе, и каждый человек, который чувствует себя способным, идет на восхождение. Я хочу отметить, что это ответственность самого спортсмена и туркомпании. Поэтому, возможно, мы переймем опыт этих стран, и будет создана такая регуляция, когда каждый альпинист должен будет получить специальное разрешение от государства на восхождение», - поделился спортсмен.

Глава федерации рассказал, что они очень тщательно готовятся к восхождениям: тренируются на естественном рельефе, в горах, совершают большой объем кардио и беговых тренировок. Также выполняют много силовых тренировок. Есть отдельная система тренировок – комбинированная, проводимая в городе и в горах.

Также на вопрос можно ли спустить тело альпиниста с высоты 7-8 тыс. метров, он ответил, что свыше 8 тыс. метров спустить тело альпиниста просто невозможно. И спуск сопряжен с рисками для людей, которые это выполняют. Поэтому тела остаются там, на вершине. «Есть редкие случаи, когда спускают тело с восьмитысячников. Я редко слышал, чтобы с семитысячников спускали тела. Например, с пика Победы никогда не спускали, с Хан-Тенри и пика Ленина, возможно, спускали, но с пика Победы практически не было такого случая. Если они умирают, то тела остаются там», - рассказал Эдуард Кубатов и отметил, что сезон на восхождение начинается в конце июня и заканчивается в середине августа.