Бишкек, 29.09.25. /Кабар/. Альтернативная трасса Север–Юг, завершённая в декабре прошлого года, сократит время поездок между севером и югом Кыргызстана почти вдвое и создаст новые возможности для внутренней торговли, туризма и экспорта.
Проект был подготовлен институтом «Кыргыздортранспроект». На его реализацию предусмотрено 887 млн долларов. Финансирование обеспечили Эксимбанк, Азиатский банк развития и Исламский банк развития. Крупнейшие строительные работы выполнила китайская компания China Road and Bridge.

Преимущества новой дороги
Трасса проходит по маршруту Балыкчы — Кочкор — Арал — Казарман — Джалал-Абад. С её открытием перевозка пассажиров и грузов станет значительно удобнее, а время в пути заметно сократится. В среднем жители Джалал-Абадской области смогут добираться до Балыкчы всего за 6 часов вместо нынешних более 10 часов через Бишкек–Ош.
Путешественники, направлявшиеся из Оша в Нарын или на Иссык-Куль и ранее вынужденные либо делать крюк через Бишкек, либо пользоваться гравийной дорогой через село Кожомкул, теперь сэкономят 4–5 часов.

Дорога открывает доступ к живописным уголкам страны: каньонам в селе Орнок после Джумгала, слиянию рек Нарын и Кокомерен, заповеднику Саймалуу-Таш в Тогуз-Тороу. При строительстве Камбар-Атинской ГЭС-1 новая трасса обеспечит удобный подъезд, как с севера, так и с юга.
Толчок для экономики
Альтернативная дорога рассчитана на нагрузку до 11,5 тонны, что позволит грузовым фурам перевозить более тяжёлые грузы. Перевалы на этом маршруте ниже, а сама трасса значительно шире.
По словам специалиста в области дорожного строительства Таланта Садакбаева, это один из важнейших экономических проектов страны.

«Альтернативная трасса Север–Юг стала второй по значимости после дороги Бишкек–Ош. Здесь построены эстакадные мосты, тоннели. Дорога укрепит связь между севером и югом страны, что особенно важно в преддверии строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Она даст мощный импульс туризму: поток отдыхающих в Иссык-Кульскую область возрастёт благодаря сокращению времени в пути. Кроме того, это будет стимулом для экспорта кыргызской продукции в Китай», — подчеркнул эксперт.

Дополнительные меры безопасности
После пересмотра проекта решено возвести на отдельных участках три эстакадных моста и две галереи для защиты от лавин. Как ранее сообщил агентству «Кабар» начальник Управления автомобильных дорог Минтранскома Асылбек Чойбеков, в ряде мест отмечен повышенный риск схода снежных лавин, поэтому склоны гор будут укреплены по примеру Боомского ущелья — с применением каменных стен и защитных сеток.
«По итогам мониторинга будут построены дополнительные сооружения. Склоны укрепят сетками и каменными стенами, что позволит снизить риски», — отметил Чойбеков.
