Альтернативная дорога Север–Юг открывает новые перспективы для экономики Кыргызстана

Экономика Загрузка... 29 Сентябрь 2025 17:25
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

Бишкек, 29.09.25. /Кабар/. Альтернативная трасса Север–Юг, завершённая в декабре прошлого года, сократит время поездок между севером и югом Кыргызстана почти вдвое и создаст новые возможности для внутренней торговли, туризма и экспорта.

Проект был подготовлен институтом «Кыргыздортранспроект». На его реализацию предусмотрено 887 млн долларов. Финансирование обеспечили Эксимбанк, Азиатский банк развития и Исламский банк развития. Крупнейшие строительные работы выполнила китайская компания China Road and Bridge.

WhatsApp_Image_2025-09-29_at_15.37.35_1.width-800.jpg

Преимущества новой дороги

Трасса проходит по маршруту Балыкчы — Кочкор — Арал — Казарман — Джалал-Абад. С её открытием перевозка пассажиров и грузов станет значительно удобнее, а время в пути заметно сократится. В среднем жители Джалал-Абадской области смогут добираться до Балыкчы всего за 6 часов вместо нынешних более 10 часов через Бишкек–Ош.

Путешественники, направлявшиеся из Оша в Нарын или на Иссык-Куль и ранее вынужденные либо делать крюк через Бишкек, либо пользоваться гравийной дорогой через село Кожомкул, теперь сэкономят 4–5 часов.

WhatsApp_Image_2025-09-29_at_15.37.35.width-800.jpg

Дорога открывает доступ к живописным уголкам страны: каньонам в селе Орнок после Джумгала, слиянию рек Нарын и Кокомерен, заповеднику Саймалуу-Таш в Тогуз-Тороу. При строительстве Камбар-Атинской ГЭС-1 новая трасса обеспечит удобный подъезд, как с севера, так и с юга.

Толчок для экономики

Альтернативная дорога рассчитана на нагрузку до 11,5 тонны, что позволит грузовым фурам перевозить более тяжёлые грузы. Перевалы на этом маршруте ниже, а сама трасса значительно шире.

По словам специалиста в области дорожного строительства Таланта Садакбаева, это один из важнейших экономических проектов страны.

WhatsApp_Image_2025-09-29_at_15.37.34.width-800.jpg

«Альтернативная трасса Север–Юг стала второй по значимости после дороги Бишкек–Ош. Здесь построены эстакадные мосты, тоннели. Дорога укрепит связь между севером и югом страны, что особенно важно в преддверии строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Она даст мощный импульс туризму: поток отдыхающих в Иссык-Кульскую область возрастёт благодаря сокращению времени в пути. Кроме того, это будет стимулом для экспорта кыргызской продукции в Китай», — подчеркнул эксперт.

WhatsApp_Image_2025-09-29_at_15.37.34_2.width-800.jpg

Дополнительные меры безопасности

После пересмотра проекта решено возвести на отдельных участках три эстакадных моста и две галереи для защиты от лавин. Как ранее сообщил агентству «Кабар» начальник Управления автомобильных дорог Минтранскома Асылбек Чойбеков, в ряде мест отмечен повышенный риск схода снежных лавин, поэтому склоны гор будут укреплены по примеру Боомского ущелья — с применением каменных стен и защитных сеток.

«По итогам мониторинга будут построены дополнительные сооружения. Склоны укрепят сетками и каменными стенами, что позволит снизить риски», — отметил Чойбеков.

WhatsApp_Image_2025-09-29_at_15.39.50.width-800.jpg