Целебный напиток. В горах Нарына начался сезон кобыльего молока

Общество Загрузка... 15 Май 2025 13:24
d548019b-a3a8-4b17-a2b9-6035777a35ce.jpg

С наступлением теплых дней в высоких горах оживает древняя традиция, передающаяся из поколения в поколение: сезон дойки кобылиц и сбора свежего кобыльего молока, которому приписывают поистине целебные свойства.

Житель села Ак-Чий, Кочкорского района Токтомамбетов Эсенбек занимается скотоводством с 1980 года. В его хозяйстве — три табуна лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Но особое место занимает производство саамала и кумыса, которыми он не только кормит семью, но и лечит односельчан и приезжих.

«Саамал — это не просто молоко. Это живой напиток, который нужно пить сразу после дойки, пока он ещё тёплый и пенится. Тогда он приносит настоящую пользу», — говорит Эсенбек.

Саамал отличается от обычного кобыльего молока своей свежестью. Его употребляют в течение 10–15 минут после дойки, чтобы сохранить активные ферменты и питательные вещества.

Целебную силу саамала отмечают и местные, и гости из других регионов. По словам Эсенбека, саамал помогает при лёгочных заболеваниях, анемии, нарушениях обмена веществ, ослаблении иммунитета. Особенно высоко ценят его как поддержку в реабилитации после туберкулёза и других болезней.

«К нам приезжают люди из Бишкека, даже из Казахстана и России. Пьют курсами — 10–20 дней. У многих потом улучшаются анализы, уходят симптомы, возвращается энергия», — рассказывает он.

Однако, несмотря на полезные свойства, саамал требует осторожности. Его не рекомендуют людям с аллергией на молочные белки, при обострении заболеваний ЖКТ, маленьким детям и беременным женщинам без консультации врача.

Сезон дойки кобылиц обычно длится с мая по июнь, редко может длиться дольше. В это время в селе чувствуется особое оживление — кобылиц доят 4–6 раз в день, тщательно соблюдая чистоту, а утренний саамал считается особенно сильным.

Саамал — не только лекарство, но и часть национальной идентичности. Вокруг него сохраняется традиционный образ жизни, в котором человек, животное и природа соединены в едином ритме.

«Это наша культура, наша связь с землёй и духами предков. Саамал нельзя просто пить — к нему надо относиться с уважением», — подчёркивает Токтомамбетов Эсенбек.

В условиях, когда современные методы лечения не всегда помогают, всё больше людей обращаются к древним знаниям. И в горах находят не только здоровье, но и гармонию с природой.