Перво-наперво, будет нелишним уточнить само понятие “государственного аппарата”, то есть, системы государственных органов, наделённых властными полномочиями для осуществления функционирования государства и управления обществом.
- Госаппарат включает в себя органы власти всех уровней, от высших органов государственной власти до исполнительных и распорядительных органов.
- Госаппарат в широком смысле есть механизм, включающий не только органы власти, но и госучреждения, организации и материальные ресурсы.
- Под госаппаратом понимают только высшие органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную, судебную ветви власти.
- Под дебюрократизацией госаппарата следует понимать оптимизацию работы госорганов с целью сокращения лишних процедур и улучшения обслуживания граждан.
Это означает, что:
-cокращается число процедур, заставляющих граждан тратить время;
-правила и нормы делаются более понятными для граждан;
-обеспечивается быстрый доступ граждан к госуслугам (через электронные каналы);
-упрощение процедур позволяет работникам госаппарата сосредоточиться на более важных задачах.
Идея реформирования государственного управления состоит не только в изменении структуры и численности государственного аппарата, но и в таком пересмотре стиля работы органов власти, чтобы они максимально удовлетворяли потребности населения.
Это и станет реальным построением государства для народа, который вправе быть не просителем у власти, а её равноправным партнёром.
Объявлен новый этап реформы государственного управления.
Председатель кабинета министров КР А.Касымалиев 10 марта 2025 года провёл совещание по вопросам реализации указа президента Cадыра Жапарова "О дополнительных мерах по повышению эффективности и дебюрократизации системы государственной службы Кыргызской Республики". В соответствии с этим документом, министр юстиции КР А.Баетов назначен директором Национального института стратегических инициатив (НИСИ) при президенте КР.
Глава кабмина КР А.Касымалиев сказал: "Сегодня мы начинаем новый, кардинальный этап реформ государственного управления по поручению президента КР Садыра Жапарова. Это не просто очередная инициатива – это радикальный шаг, направленный на ускорение всех процессов развития нашей страны и наша главная задача - устранить всё, что мешает реализации реформ президента, чтобы дать мощный импульс развитию экономики, госуправления и социальной сферы".
На совещании были перечислены основные направления реформы:
-ликвидация дублирующих структур;
-оптимизация нормативно-правовой базы: устранение избыточного регулирования;
-цифровизация процессов: автоматизация госуслуг;
-аутсорсинг отдельных государственных функций: передача части сервисов частному сектору;
-повышение эффективности госаппарата: снижение затрат и ускорение управленческих решений.
В Министерстве юстиции 12 марта прошла встреча с экспертами по вопросам дебюрократизации государственной службы. Министр юстиции А.Баетов призвал переходить от обсуждений к конкретным предложениям и сказал, что государство открыто к сотрудничеству с обществом в вопросах сокращения бюрократии в государственных органах.
Для дальнейшей работы создан экспертно-консультационный совет при НИСИ.
(Все желающие могут направлять свои предложения на электронный адрес sunush.nisi@gmail.com. Контактное лицо для взаимодействия с экспертным сообществом — советник директора НИСИ А.Акенеев).
В конце марта текущего под руководством председателя кабмина КР А. Касымалиева cостоялось первое заседание Межведомственной комиссии по мониторингу реализации Указа президента КР от 10.03.2025 «О дополнительных мерах по повышению эффективности и дебюрократизации системы государственной службы КР». Заседание ознаменовало старт активной фазы реализации Первого пакета мер по масштабной дебюрократизации.
В ходе заседания были определены ключевые направления работы по дебюрократизации, нацеленные на:
-ускорение процессов принятия управленческих решений;
-активное внедрение современных цифровых решений;
-устранение дублирования функций;
-ликвидацию неэффективных и дублирующих друг друга структур.
Директор НИСИ А.Баетов представил Первый пакет решений по дебюрократизации госслужбы, отметив, что предложенные меры затрагивают как деятельность госорганов, так и взаимодействие граждан и бизнеса с государством.
Ключевые предложения по дебюрократизации, вошедшие в пакет НПА:
-стабильность законодательства: закрепление нормы, ограничивающей частоту внесения изменений в 18 кодексов КР одним разом в год, с целью обеспечить стабильность законодательства и предсказуемость для бизнеса;
-упрощение ликвидации юридических лиц и ИП;
-аутсорсинг отдельных функций, например, вопросы передачи на аутсорсинг проведения календарных прививок и оказания услуг в сфере лечения онкологических заболеваний, вопросы исполнения судебных решений;
-рациональное использование государственных ресурсов: урегулирование вопроса эффективного использования ресурсов государственных органов, не задействованных в работе на постоянной основе;
-сокращение бумажного документооборота: поэтапное внедрение практики получения справок и сведений от госорганов только через систему «Тундук», начиная с граждан младше 50 лет (с 14 апреля), а также запрет госорганам требовать справки, уже находящиеся в распоряжении других госорганов;
-ускоренная цифровизация судебных процессов по гражданским и административным делам.
Реализация предложенных мер повысит эффективность работы госаппарата, снизит административную нагрузку на граждан и бизнес, а также создаcт более благоприятные условия для экономического развития страны.
По итогам обсуждения Первый пакет решений был принят единогласно.
(С полным содержанием НПА можно ознакомиться на едином портале общественного обсуждения Минюста (https://koomtalkuu.gov.kg/ru)).
В конце апреля текущего года Минэкономики и коммерции и Министерство юстиции представили бизнес-сообществу совместную инициативу по возможному внедрению механизма «ликвидационной гильотины» для разрешений и лицензий, выдаваемых госорганами.
Данный подход (Zero Plus) предусматривает резкое снижение количества разрешений и лицензий и реализуется в рамках проекта по дебюрократизации и способствует созданию прозрачной системы госрегулирования.
Суть Zero Plus заключается в том, что госорганам даётся короткий срок для обоснования целесообразности сохранения каких-либо разрешений и лицензий. Все остальные разрешительные и лицензионные требования предлагается отменить, исключив дублирующие процедуры. Цель реформы состоит в повышении доверия между бизнесом и государством и в переходе от контроля к партнёрству.
Решено создать рабочую группу с участием представителей бизнес-сообщества. Государственные органы должны будут представить этой группе доказательства необходимости сохранения тех или иных разрешений и лицензий.
По данным Минюста, в КР в данное время госорганы выдают свыше 700 документов разрешительного характера.
Дебюрократизация госаппарата как основа роста экономики Кыргызстана
В начале июня в Бишкеке состоялся форум по росту и занятости, организованный Министерством экономики и коммерции, Минюстом, НИСИ и Всемирным банком. Обсуждались реформы в сфере госуправления, бизнеса и занятости. Дебюрократизация была обозначена как ключевой элемент устойчивого экономического роста, так как в современной экономике эффективность управления прямо влияет на конкурентоспособность страны.
Были представлены следующие шесть приоритетных направлений реформ:
-оптимизация контрольных функций: число контрольных органов сократится с 17 до 7; более 500 проверок отклонены как избыточные;
-снижение разрешительной нагрузки: отменены 6 лицензий и 2 разрешения; упрощается документооборот через электронное взаимодействие;
-модернизация ЦОПов: cовместно с АБР начата цифровизация центров обслуживания предпринимателей;
-упрощение нормативной среды: пересматриваются методы анализа регулирующего воздействия для повышения прозрачности и скорости принятия решений;
-цифровизация: внедрение электронных сервисов позволяет сократить сроки предоставления услуг и снизить коррупционные риски;
-поддержка инвесторов: Министерство экономики и коммерции устраняет барьеры по обращениям бизнеса через инвестсовет при кабмине.
Доказательство того, что дебюрократизация госаппарата может способствовать росту экономики, рассмотрим на примере строительной отрасли, демонстрирующей стремительный рост и играющей роль локомотива экономики в КР.
Административные барьеры замедляют темпы строительства. Сбор необходимых документов, прохождение экспертиз и получение разрешений занимают зачастую от 90 дней до 6 месяцев.
Поэтому глава кабмина КР А.Касымалиев дал старт 100-дневным реформам по дебюрократизации процесса получения разрешительных документов на строительство.
То есть, в целях ускорения дальнейшего развития строительного сектора предложен ряд ключевых мер:
-во-первых, cокращение сроков получения разрешительных документов (c градацией по крупным, средним и небольшим объектам);
-во-вторых, создание единой нормативной базы для всех госорганов, участвующих в строительных процессах, с едиными сроками рассмотрения экспертиз и выдачи разрешений, включая упрощение процедур предоставления технических условий и подключения к инженерным сетям, ликвидацию устаревших норм.
Поэтому Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ и всем задействованным госорганам поручено завершить поставленные задачи в 100-дневный срок.
Одной из основных целей дебюрократизации госаппарата служит и создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
Дебюрократизация госаппарата КР крайне важна в деле адаптации страны к быстро меняющимся глобальным и региональным условиям, а также для укрепления институционального потенциала.
Жогорку Кенешу, судебной власти, всем государственным органам и органам местного самоуправления необходимо приводить свои концепции, стратегии и планы работы в соответствие с вышеуказанным президентским Указом.
Только всеобъемлющая дебюрократизация госаппарата позволит в полной мере и в более сжатые сроки решать такие насущные проблемы КР, как:
-инвестирование в инфраструктуру и в человеческий капитал через повышение доступности госуслуг;
-привлечение частного сектора с учётом его роли как основной движущей силы в создании рабочих мест и в достижении экономического роста, улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата;
-укрепление позиций в cельском хозяйстве, развитие туристического cектора;
-развитие регионов особого внимания путём улучшения доступности государственных услуг и связи в труднодоступных и приграничных районах;
-обеспечение энергобезопасности;
-обеспечение устойчивого экономического роста, повышение качества жизни населения и развитие ключевых отраслей экономики;
-индустриализация;
-цифровизация;
-устойчивое и эффективное управление природными ресурсами;
-улучшение систем здравоохранения и образования.
Существенным моментом в проводимой в данный период дебюрократизации государственного аппарата является то, что все денежные средства, высвобождаемые в результате сокращения численности госслужащих, должны полностью оставаться в распоряжении соответствующих ведомств. Это, помимо всего прочего, будет дополнительной мотивацией для работников, остающихся исполнять свои функции и эффективно работающих на своём участке.
Как сказал в интервью газете “Слово Кыргызстана” заместитель руководителя администрации президента КР А. Кадыралиев, “… дебюрократизация госаппарата упраздняет волокиту с получением документов на осуществление работ, ведение бизнеса. Это инициатива президента — убрать все барьеры на пути бизнеса”.
Далее А. Кадыралиев добавил, что планируется систематизировать проверки субъектов предпринимательства госорганами, а именно, проведение комплексных проверок, чтобы результаты проверки одной госструктуры были приняты к сведению другой, и не было дублирования. Например, проверки будут разделены на три блока: техническая и экологическая, финансовая и налоговая, санитарная и пищевая. Будет создан единый реестр этих плановых проверок.
В заключительной части остаётся привести некоторые примеры успешных реформ по дебюрократизации государственного аппарата.
Сингапур: В 1980-е годы правительство этой страны начало активно внедрять меры по упрощению административных процедур, автоматизации госуслуг и повышению прозрачности госуправления. В результате этих реформ Сингапур стал одним из лидеров в мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса и качества госуслуг.
Эстония: В 2000-е годы страна начала активно внедрять электронные госуслуги, что позволило значительно упростить и ускорить взаимодействие граждан с госорганами. Сегодня Эстония является одним из лидеров в области электронного правительства и цифровизации госуслуг.
Южная Корея: В этой стране были проведены значительные реформы по дебюрократизации госаппарата. В итоге страна резко улучшила качество госуслуг, снизила уровень коррупции и повысила экономическую конкурентоспособность.
Дебюрократизация государственного аппарата является важным фактором, способствующим повышению эффективности государственного управления, улучшению качества государственных услуг и стимулированию экономического развития. Вышеприведённые примеры показывают, что дебюрократизация возможна и приводит к значительным положительным изменениям.
Ясно, что для успешной реализации дебюрократизации необходимо преодолеть ряд препятствий, включая сопротивление изменениям cо стороны некоторых ведомств. Успех невозможен и без реформирования нормативно-правовой базы и решения технических и организационных аспектов.
И госорганы, и общество в целом должны не только осознавать важность дебюрократизации, но и активно участвовать в процессе её реализации.
Резюмируя всё вышесказанное, мы говорим: дебюрократизация государственного аппарата – не ради дебюрократизации, такая дебюрократизация может и должна стать отныне нормой жизни нашего общества.
Ялкун Даутов, доктор экономических наук, профессор, член Антикоррупционного делового совета при Президенте КР.