Заслуженный артист Кыргызской Республики, доцент кафедры хореографии КНУКИ имени Бубусары Бейшеналиевой Досмат Садыркулов более 30 лет посвятил балету — сначала как ведущий солист, а теперь как педагог, воспитавший не одно поколение артистов. В интервью ИА «Кабар» он рассказал о первых шагах на сцене, роли учителя в балете, международных достижениях учеников и мечте о развитии хореографического искусства в Кыргызстане.
– Как Вы впервые поняли, что Ваша жизнь будет связана с балетом? Кто на Вас повлиял?
— Прежде чем я понял, что моя жизнь будет связана с балетом, прошло несколько лет. Я уже занимался балетом — отучился год здесь, во Фрунзе. В конце учебного года приехала комиссия из Санкт-Петербурга, тогда ещё Ленинграда. Они отбирали талантливых детей для учёбы в Ленинградском академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой — одной из лучших, если не самой лучшей балетной школы в мире.
Я поступил туда, проучился два-три года, а там учащихся часто задействуют в спектаклях Мариинского театра, и нас тоже привлекли. Спектакль, если не ошибаюсь, был «Баядерка». Главную партию — Солора — тогда исполнял великий артист Константин Заклинский. И вот, глядя на его танец, на его прыжок, у меня буквально перехватило дыхание. Я понял, что хочу заниматься этим всю жизнь. До этого я хорошо учился, был старательным, делал успехи, но не до конца осознавал, зачем я всё это делаю.
– Чем для Вас сегодня является балет: профессией, искусством, служением? Какое значение он имеет в Вашей жизни?
— Служением — да, хорошее слово. Очень многогранное. Служение искусству.
Сейчас я уже не выхожу на сцену как ведущий солист, танцовщик. Иногда участвую в драматических партиях, где не нужно прикладывать серьёзных физических усилий. Но уже давно занимаюсь педагогической деятельностью: преподаю в Бишкекском хореографическом училище имени Чолпонбека Базарбаева, а также в Кыргызском государственном университете культуры и искусств имени Б. Бейшеналиевой.
Многие артисты балета завершают исполнительскую карьеру примерно в 40 лет. Это возраст, когда ты ещё молод, но сцене уже отдаёшь меньше. У меня же всё сложилось по-другому — уже в 35 лет меня стали приглашать преподавать в хореографическое училище. Постепенно я полностью перешёл в педагогическую сферу, и очень успешно.
Мой первый набор — это курс, на котором учился талантливый юноша Раманбек Бейшеналиев. Я направил его учиться в то же учебное заведение, где учился сам — Академию русского балета имени Вагановой. Сейчас он — солист Мариинского театра. Это гордость не только моя, но и всего Кыргызстана.

– Помните свой первый выход на сцену? Какие чувства он оставил?
— Конечно, помню. Это был 1989 год. Мы окончили училище в конце июня, а в сентябре, вернувшись в Кыргызстан, пришли в театр. Уже через месяц для нас, молодых артистов, устроили показательное выступление. Я тогда исполнил роль Альберта из балета «Жизель».
Я понимал, что нас в Кыргызстане ждали — мы восемь лет учились, и балетная общественность, и зрители знали, что мы вернулись и вот-вот выйдем на сцену. Это было очень волнительно, но с первого выступления всё прошло удачно. Нам сразу стали давать хорошие оценки. Обо мне говорили, что я буду артистом романтико-героического плана, и действительно, мои сильные стороны проявились именно в этом направлении.
А первый полноценный спектакль я станцевал 3 января 1990 года — это был шедевр «Шопениана». Он сложный — и в плане чистоты исполнения, и физически. После этого меня стали готовить на принца в «Лебедином озере» — это очень серьёзная партия, к которой многие идут годами.
После исполнения «Шопенианы» я начал репетировать с великой народной артисткой Советского Союза Айсулуу Токомбаевой. Первый пробный спектакль «Лебединого озера» мы сыграли на гастролях в Пржевальске. А премьера в нашем театре состоялась осенью.
Дальше многое было, но эти первые два спектакля я запомнил на всю жизнь.
– Вы более 30 лет в профессии. Что за это время изменилось в хореографии? Как в Кыргызстане вырос уровень балета? Если были какие-то изменения.
— Балет — это живое искусство. Направления меняются, развиваются. В этом смысле мне бы очень хотелось, чтобы наш балет чаще соприкасался с другими мировыми театрами. Это должны быть гастроли, обмены, выезды — и не только с постановками, но и с мастер-классами. Это невероятно важная и полезная вещь. Мы должны развиваться.
Мир движется вперёд, очень много современных направлений балетного искусства появляется и активно развивается. Вот взять наших братьев — казахов. Они серьёзно шагнули вперёд. Недавно я присутствовал на параде балетных театров в Казахстане — выступали 19 коллективов один за другим, каждый в своём стиле: классика, современная хореография, народный танец. Это был высочайший уровень.
Я сидел и любовался, восхищался, и в то же время думал: у нас в стране всего один театр на весь Кыргызстан. И, если честно, нам очень не хватает поддержки со стороны государства, внимания, вложений. У нас не так часто ставятся новые спектакли, как хотелось бы. А ведь артист должен постоянно совершенствоваться — участвовать в новых постановках, работать с новыми, нестандартно мыслящими, талантливыми хореографами. Только так будет расти не только артист, но и вся труппа.

– Ваши ученики выезжают за границу, например, в Казахстан?
— Тут всё немного двояко. Артисты балета сегодня востребованы во всём мире. Наших учеников приглашают даже тогда, когда они ещё только учатся — зовут в разные труппы, в разные страны.
В этом году я выпустил третий курс. Завершили обучение пять очень талантливых мальчиков. Среди них — лауреаты международных конкурсов. С Адилжаном Рахмановым, к примеру, мы за последний год выиграли две золотые медали — в России и в Турции. Ещё две серебряные — в Алматы и Бишкеке. Кроме того, он стал лауреатом третьей премии в Алматы.
Это очень высокий уровень достижений. У него уже есть личные приглашения из России, Казахстана, Азербайджана. Его приглашали в Новосибирский театр, в Баку — на ставку ведущего солиста. Представляете, какого это уровня признание! Но он сказал: «Я хочу пока продолжать учиться».
И как педагог, я, конечно, рад этому выбору. Адилжан Рахманов — это артист, который может вырасти в звезду международного масштаба.
– Какие роли были для Вас самыми трудными — технически и эмоционально?
— Это, конечно, балет «Спартак». Я считаю его по-настоящему мужским спектаклем, где главные и самые сложные партии — это партии Спартака и Красса. Я исполнял поочерёдно обе, и обе они одинаково сложны как физически, так и эмоционально. Сам спектакль очень длинный, состоит из трёх актов, и в каждом акте некогда передохнуть, ты постоянно на сцене: либо танцуешь дуэт, либо прыгаешь, либо читаешь монологи. Я хорошо помню своё состояние после первого выступления — я не мог подняться по лестнице в свою гримёрку, настолько был обессилен. Хотя, в принципе, в балете не бывает лёгких спектаклей.
– Какую самую важную истину дал Вам балет? Чему он Вас научил?
— Балет дал мне многое. Он научил таким вещам, как самодисциплина, уважение к труду, трудолюбие. Но в более широком, общечеловеческом смысле — это, конечно, умение дарить красоту, светлые эмоции людям и получать эмоциональный отклик от зрителей. Я считаю, что это высшая форма искусства.
– Чему Вы учите своих детей и учеников?
— Я думаю, что учить технике, правильности и грамотности профессии — это одно. Ведь воспитание артиста балета — один из самых сложных процессов. Ещё в советское время подготовку артиста балета сравнивали с подготовкой космонавтов — она такая же сложная, трудоёмкая и отнимает много времени.
Кроме этого, я стараюсь донести, что артист балета – это не только человек, который выходит на сцену и выполняет технически сложные элементы, это также личность с интересной душой, со светлыми мыслями. Всё это считывает зритель. Он интуитивно чувствует, и если артист будет просто блестяще исполнять технику, то зритель устанет через 3–4 минуты. А если он будет сопереживать вместе с тобой на протяжении всего спектакля, значит, ты интересен как личность.
Для этого я прошу, а иногда и заставляю своих учеников читать кыргызскую и мировую литературу, учить стихи, посещать музеи. Человек в процессе учёбы должен обогащаться. Артист должен быть примером для общества не только на сцене, но и в жизни — в деталях, в мелочах, на улице, в общественном транспорте.
В этом плане я очень горжусь своими учениками. Мои студенты в качестве практикантов уже со второго курса начали работать в театре оперы и балета, они уже исполняют ответственные сольные партии. Мне очень приятно слышать о них положительные отзывы от сотрудников театра. Это даёт мне понять, что я работал не зря, и шёл в правильном направлении.

– Какая Ваша самая большая мечта как артиста, педагога, отца?
— Хочу сказать, что человек никогда не перестаёт мечтать. Многие мои мечты уже сбылись. Как артист балета я был счастлив: меня любили партнёрши, все хотели танцевать со мной, меня любили зрители. Как педагог я тоже добился больших успехов. Со своим младшим сыном Фарухом Садыркуловым мы завоевали одну золотую медаль, с учеником Адилжаном Рахмановым две. Стоит отметить, что всего в Кыргызстане три золотые медали. А один из моих воспитанников Раманбек Бейшеналиев стал солистом Мариинского театра. Поэтому считаю, что как педагог я исполнил многие мечты.
Но ведь мы никогда не насыщаемся, и мечты появляются вновь. Сейчас у меня грандиозные мечты, связанные с развитием балета и хореографического искусства. Конечно, без помощи властей, правительства, президента этого не достичь. Одного театра для нас уже давно мало. Нам нужен ещё один современный театр. Тот, что есть, должен остаться как исторический, классический.
В этом плане мы сильно отстаём даже от наших соседей — Казахстана. А ведь конкуренция в искусстве очень важна. Я считаю, что в Бишкеке должен быть ещё один театр оперы и балета, ещё одна труппа и один театр — на юге страны, в Оше. Ведь классические виды искусства служат локомотивом для всех остальных. Думаю, об этом уже давно пора всерьёз задуматься и начать строить новый театр.
Я понимаю, что это делается непросто и не быстро. Но делать это нужно. И параллельно открыть ещё одно хореографическое училище, так как потребность есть. Если бы всё это сбылось при моей жизни, я был бы очень счастлив.
Юлия Скоробогатова