Эра цифровых устройств. Как ребенку безопасно взаимодействовать с телефоном – советы психолога

Интервью Загрузка... 28 Апрель 2025 11:08
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous
copyright icon www

Назгуль Нурманбетова

Все материалы

О негативном влиянии цифровых устройств на человека, и тем более на детей, твердят уже на каждом углу, и в числе недостатков – ухудшение зрения, социальная изоляция ребенка, цифровая зависимость. И все же в современном мире без девайсов никак не обойтись. Как при этом максимально уберечь ребенка от негативного влияния гаджетов, и есть ли все же польза от них, рассказала агентству "Кабар" педагог-психолог Полина Фурсова.

- Есть мнение, что специальные игры на смартфоне полезны для общего развития детей. Насколько это соответствует истине?

- Да, существует ряд исследований, подтверждающих, что некоторые образовательные приложения и игры могут поддерживать развитие памяти, внимания, логики и моторики. Однако их польза проявляется только при строгом соблюдении возрастных ограничений, ограничений по времени использования, и если ребенок маленький, то, конечно, в присутствии родителей. Ещё важен такой момент: чем больше экран смартфона, тем меньше влияния он оказывает на зрение ребёнка.

Но я все-таки считаю, что никакие цифровые игры не могут заменить живого общения, физической активности и реального опыта.

- Однако цифровых устройств в современном мире все же не избежать, так с какого возраста лучше начинать знакомить с ними ребенка?

- Рекомендуемый возраст – около 2-3 лет, и то очень ограниченно. До 3 лет лучше вообще избегать экранное время, так как мозг ребенка активно развивается через реальное взаимодействие с окружающим миром. После 3 лет можно понемногу вводить простые развивающие программы, но под строгим контролем взрослых и не в качестве основного способа обучения или развлечения.

Group_35808_4_1.png

- Сколько времени дети и подростки могут безопасно проводить за телефонами и компьютерами?

- Всемирная организация здравоохранения рекомендует до 2 лет избегать экранное время, кроме видеосвязи с родственниками. С 2 до 5 лет – не более 1 часа в день, желательно вместе с родителями. С 6 до 12 лет – до 2 часов в день вне учебных целей. Подростки – до 2-3 часов в день свободного экранного времени. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику.

- В каких случаях можно говорить о цифровой зависимости?

- Стоит обратить внимание, если ребенок теряет интерес к привычным занятиям (играм на улице, чтению, встречам с друзьями), проявляет агрессию или тревогу при ограничении доступа к гаджету. Если использование устройств мешает учебе, сну. Также можете заметить, как ухудшается настроение, когда нет доступа к телефону или компьютеру.

- Как же отвлечь ребенка от девайсов?

- Лучший способ - предлагать привлекательные альтернативы: живые игры, спорт, прогулки, настольные игры, совместные творческие проекты: рисование, лепка, постройка чего-то своими руками. Также вовлечение в реальное общение с семьей и сверстниками, организация тематических дней без гаджетов, например, «день приключений», «день экспериментов» и т.д. Также важны правила, которые будут соблюдаться всеми членами семьи, например, когда мы обедаем – мы не используем гаджет.

И что очень важно: ограничения по времени должны быть ясными, постоянными и сопровождаться личным примером родителей!

Другие полезные статьи на тему психологии на Telegram-канале Полины Фурсовой.

31bc3b9aacb1a170388af32e8866feb5.jpg