Учитель химии школы №23 города Бишкек Светлана Геннадьевна Паремская более 33 лет посвятила работе в школе, из них 23 года — в этой же школе. Ко Дню учителя в интервью ИА «Кабар» педагог рассказала, что для неё значит быть учителем, как меняются дети и какие моменты в профессии становятся самыми трогательными.
— Что для вас значит быть учителем?
— Учитель — это человек, который может объяснить, научить, подсказать и поддержать советом. А иногда просто поговорить. Оказывается, сейчас у детей есть дефицит общения, порой бывает у окружающих не хватает времени, чтобы просто поговорить с ребенком.
— Помните ли вы свой первый урок?
— Первые уроки мы проводили под руководством методистов, поэтому они воспринимались иначе: ответственности было меньше. Но когда ты сам первый раз выходишь к детям, то понимаешь, что на уроке ты и актёр, и дирижёр, и сценарист, и исполнитель, и проверяющий, и развлекающий. Осознание этого было интересно.
— Как изменились ученики за годы вашей работы?
— Естественно, ученики меняются, потому что меняется общество, меняются взгляды на жизнь в первую очередь у их родителей, а как следствие и у детей. Хуже они или лучше — я никогда так не думала, просто они другие. Поэтому смотришь на изменения и пытаешься каким-то образом менять подходы. То есть то, что действовало на детей 20 лет назад, на нынешних учеников не действует от слова совсем. Приходится искать какие-то другие подходы.

— С какими трудностями сталкивается современный учитель?
— Сейчас, с одной стороны, цифровизация, и кажется, что всё легко и замечательно. А с другой — возросли нагрузки. Учитель должен иметь время поговорить с ребёнком, с коллегой обсудить материал. Думаю, главная трудность — это нехватка времени и огромная ответственность. Ведь каждый родитель считает, что нужно позаниматься именно с его ребёнком отдельно. А учитывая тот дефицит времени, который есть не только у родителей, но и у учителей и у детей, не хватает человеческого слова, понимания, умения услышать друг друга.
— Что вам дают ученики, кроме знаний, которые вы им передаёте?
— Дети очень многое дают. Обычно это такие «звёздочки» — эмоции, благодарность, радость за их успехи. Очень нравится, когда приходят выпускники — через год, через два, через десять — и улыбаются.
— Какой момент в вашей профессии был самым трогательным?
— Наверное, это было связано с выпускницей. Девочка окончила школу, поступила, училась сама, достигла больших высот и привела своего ребёнка в школу. Когда я увидела её взгляд благодарности и радости от того, что она меня встретила, и услышала: «Благодаря вам, Светлана Геннадьевна, я выбрала эту профессию. Благодаря тому, что я поняла ваш предмет, я решилась на этот путь, иначе бы никогда не решилась. Всё, чего я достигла, далось тяжёлым трудом, но толчком и началом были именно ваши уроки», — это был переломный момент. Тогда было время, когда дети не хотели учиться, видели, что интеллектуальный труд не оплачивается от слова совсем. А этот человек вернул мне веру в то, что нужно продолжать свой путь.

— Что самое главное должен дать учитель своим ученикам?
— Как предметник, я считаю, что нужно дать какую-то базу, потому что базовые знания дают уверенность. Но самое главное — это оставаться человеком. А это очень тяжело. И, наверное, научить не сдаваться, научить преодолевать препятствия, находить способы и выходы из любой ситуации. Потому что даже если «нельзя», но очень хочется, то можно найти путь, чтобы реализовать своё желание.
— Если бы у вас была возможность вернуться в начало пути, вы бы снова выбрали профессию учителя?
— Я не жалею, что стала учителем, хотя в детстве хотела быть воспитателем детского сада, что тоже близко к учителю. На этот путь меня уговорил отец, и я не жалуюсь. Я не люблю сослагательного наклонения и всегда говорю: в каждый момент своей жизни я старалась поступать так, как считала правильным. При других обстоятельствах, возможно, я поступила бы иначе, но ведь тогда были бы другие условия, другие люди и другие возможности.
