Рост дорожно-транспортных происшествий в Кыргызстане выводит вопрос подготовки водителей на один из ключевых уровней государственной политики. В условиях, когда подавляющее большинство аварий происходит по вине самих водителей, государственная инициатива о переходе всех частных автошкол под госуправление выглядит своевременной и необходимой мерой. Усиление контроля за образовательным процессом, стандартизация теоретической и практической подготовки, а также повышение требований к будущим водителям — всё это залог формирования новой культуры вождения и снижения аварийности на дорогах страны.

Управляющий делами президента Каныбек Туманбаев заявил, что все частные автошколы Кыргызстана будут переданы в государственное управление. По его словам, переход не повлечет за собой увольнений или изменений в оплате труда. Все сотрудники частных образовательных организаций сохранят свои рабочие места и заработные платы.
«Все частные автошколы как работали, так и будут работать. Единственное - они станут государственными. Все зарплаты и другие моменты сохранятся. Ключевой целью преобразований является повышение прозрачности и исключение коррупционных рисков в сфере образования. Для этого будет внедрена цифровизация всех процессов. Реформа направлена на унификацию образовательных стандартов, усиление контроля за качеством обучения и обеспечение равного доступа граждан к образовательным услугам», - заявил Туманбаев.
Как отметил управляющий делами президента, Кыргызстан занимает первое место по количеству ДТП и смертности на дорогах среди стран региона. Это очень плохой показатель, и его необходимо исправлять. Человеческая жизнь превыше всего. Наша цель — снизить аварийность и повысить качество подготовки водителей.

По данным начальника службы информации ГУОБДД при МВД Байказы Айтикул уулу, по республике зарегистрировано 6 208 ДТП. В результате 9 078 граждан получили травмы различной степени тяжести, а 636 человек погибли.
«По сравнению с прошлым годом эти показатели на 22,7% выше. Рост аварии на дорогах по большей части происходят по вине водителей. 90,5% ДТП на дорогах происходят из-за водителей. Точнее, от незнания правил дорожного движения и от отсутствия ответственности у водителей. Они выезжают на встречную полосу, превышают скорость в неположенных местах, не соблюдают дистанцию, вождение в не трезвом состоянии и так далее. Также одна из главных причин аварии на дорогах – отсутствие у водителей культуры вождения. Из-за того, что они не в полной мере получают образование в автошколах и теоретические и практические знания», - говорит он.

Со стороны ГУОБДД проводится ряд комплексных мер по профилактике ДТП на дорогах, в том числе по урегулированию деятельность таксистов и выдачи лицензии. Как вы знаете, до этого, не имея достаточного опыта, квалификации, неисправный автомобиль, занимались перевозкой пассажиров. Все эти моменты мы сегодня регулируем. Также был введен в работу процесс легализации авто с иностранными номерами. Сегодня мы на постоянной основе проводим рейдовые мероприятия на дорогах по выявлению водителей, которые плохо знают или вовсе не знают ПДД. В скором времени будем выявлять таких водителей, лишать их водительских прав и отправлять на повторное обучение.

Как сообщил заместитель министра внутренних дел КР Октябрь Урмамбетов, в республике работает проект «Безопасная страна». В рамках этого проекта проводятся работы по установке камер видеонаблюдения на республиканских трассах. «В скором времени мы завершим эти работы. Мы провели аналитические работы и выяснили, что 90% ДТП на дорогах происходят по вине водителей. Мы проводим работы по сокращению аварий на дорогах, поставлены соответствующие поручения.

Переход частных автошкол в ведение государства это очень правильно. Государство будет тщательно контролировать процесс образования у будущих водителей. То, что они не в полной мере получают знания в частных автошколах, и приводит к большому числу аварий на дорогах. Воспитание начинается в детском саду. Прививать ответственность, культуру вождения и соблюдения правил ДД мы также должны с ранних лет. И инициатива государства о введение всех автошкол под госуправление самая правильная. То, что теперь водители будут обучаться 14 месяцев, позволит нам в будущем получить ответственных и осознанных людей за рулем», - отметил замминистра.

Каныбек Туманбаев сообщил, что государство создаёт все условия для повышения качества обучения водителей. В частности, появится возможность обучаться онлайн для тех, кто не может посещать занятия лично, например, женщин в декретном отпуске или граждан, живущих в отдалённых районах.
«Практические занятия будут проводиться летом и зимой, чтобы будущие водители могли получить реальный опыт управления автомобилем во все сезоны. Программа обучения уже готова. Мы подготовим осознанных и ответственных водителей», — добавил он.

Государственная инициатива по переходу всех автошкол под единое управление — это стратегический шаг в снижении уровня аварийности на дорогах Кыргызстана. Только системный подход к подготовке водителей, усиленный государственным контролем и воспитанием культуры дорожного поведения, способен изменить ситуацию и обеспечить безопасность граждан.