Из Кыргызстана в Италию. Оперный певец Данияр Долотбаков о своем пути и мечтах

Интервью Загрузка... 08 Сентябрь 2025 15:17
WhatsApp Image 2025-09-08 at 09.10.15 (1).jpeg

Назгуль Нурманбетова

Все материалы

Иногда одно мгновение способно изменить судьбу. Для оперного певца Данияра Долотбакова таким поворотом стало школьное выступление с романсом «Я встретил вас». С тех пор путь молодого певца привел его от сцены кыргызского театра до оперных залов Италии. Сегодня он рассказывает о своих ролях, испытаниях и мечтах с тем же вдохновением, с каким когда-то впервые вышел к зрителям.

– Данияр, как появилось желание посвятить себя музыке и опере?

– Все произошло неожиданно. В 11 классе я участвовал в конкурсе по русскому языку. Учительница попросила исполнить ее любимый романс «Я встретил вас». Это стало моим первым серьезным вокальным опытом. К удивлению, я занял второе место. На конкурсе присутствовали преподаватели из МГУ, и они сказали: «Если ты не поступишь в консерваторию, это будет грехом». Эти слова оказались судьбоносными. В 2015 году я уже был выпускником консерватории.

– Какие партии Вам довелось исполнять?

– За эти годы я попробовал себя в разных ролях. Одна из первых крупных — в опере Доницетти «Театральные порядки и беспорядки». Мне досталась роль мамы Агаты — женский образ, исполненный мужским голосом. Для нашего театра это была премьера, и опыт оказался необычным.

Позже были партии Маркиза д’Обиньи в «Травиате» Верди, Командора в «Дон Жуане» Моцарта, Феррандо в «Трубадуре». ПричЕм именно «Трубадур» я исполнил в Италии — спектакли проходили в разных городах страны. Но моей первой оперой была кыргызская постановка «Айчурек».

– Какая роль стала для Вас особенной?

– Конечно, мама Агата у Доницетти. Это было серьезным испытанием — и актерским, и вокальным. Я бас, и для роли пришлось выходить за привычные рамки: брать как очень низкие, так и высокие ноты. Этот опыт расширил диапазон и закалил меня как певца.

– Почему решили учиться именно в Италии?

– Это стечение обстоятельств. Мой педагог Темирбек Каримов сообщил, что его коллега из Милана будет проводить мастер-классы и конкурс. Я рискнул — и выиграл. Но уехать смог только благодаря меценату Аскару Салымбекову, которому очень благодарен. Его поддержка позволила мне провести два года в Милане, в одном из центров мировой оперной школы.

– Есть ли у Вас любимый композитор?

– Без сомнения, это Моцарт. Его музыка — совершенство. Она сложна технически, но если певец справляется, звучание получается поистине божественным. Недаром будущим мамам советуют слушать Моцарта — его музыка умиротворяет. Даже эксперименты с водой подтверждали: под классическую музыку кристаллы замерзают в изящных формах. Для меня оперы Моцарта — словно дыхание гармонии.

– С какими трудностями Вы столкнулись во время учебы за границей?

– Самое сложное — язык. Я пошел на интенсивные курсы итальянского, и рядом учились студенты из самых престижных университетов, даже из Оксфорда. На вопрос «Зачем вы приехали в Италию?» большинство отвечало: per amore — ради любви. А я приехал ради музыки. Учить итальянский через английский было непросто, мозг кипел. Но помогали девушки из России, которые тоже учились на курсах.

– Какие у Вас планы на будущее?

– По договоренности с меценатом я обязан вложить полученные знания в развитие культуры Кыргызстана. Это моя главная цель. Но есть и личные амбиции: чаще выступать в Европе, расширять карьеру за рубежом, при этом оставаться частью музыкальной жизни своей страны.