Как изменилась армия Кыргызстана за годы независимости - интервью с экс-главой Генштаба ВС

Интервью Загрузка... 29 Май 2025 11:21
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

Кирилл Степанюк

Все материалы

Бишкек, 29.05.25. /Кабар/. Вооруженным силам Кыргызстана 29 мая исполняется 33 года. За это время армия прошла сложный путь становления, от стадии близкой к развалу до этапа формирования боеспособных частей, оснащённых современными видами вооружения и техники. Об этом интервью с экс-начальником Генерального штаба ВС КР Асанбеком Алымкожоевым.

- Вооружённые силы в период распада СССР и в первые годы после обретения Кыргызстаном независимости, в каком состоянии они находились тогда? В 90-е годы в политических кругах имели место разные взгляды на будущее армии, в том числе тогда высказывалось мнение о том, что в принципе можно обойтись и без нее …

- После распада СССР все отрасли экономики новых независимых государств столкнулись с трудностями. Конечно, это также негативно сказалось на армии. Кыргызстан принял декларацию о независимости 31 августа 1991 года. А части бывшей Советской армии наше тогдашнее политическое руководство приняло под свою юрисдикцию только спустя 9 месяцев. Получается так, что все это время армия была фактически заброшена и никому не нужна. Конечно, для нас это была большая потеря. Во-первых, была разграблена материальная база и оснащение. Солдаты и офицеры самовольно покидали воинские части, вывозили имущество. Склады, в том числе неприкосновенный запас сильно пострадали из-за недальновидности тогдашнего политического руководства.

На территории Кыргызстана располагались воинские части в Балыкчы и Кой-Таше, а подразделения их материально-технической поддержки были на Кордае в Казахстане. Это были дивизионные склады с тысячами тоннами обмундирования, продовольствия, запчастей к автомобильной и бронированной технике, топливо, боеприпасы. Все это мы тоже потеряли.

В то время у руководства нового независимого государства не было опыта, в результате чего армия почти развалилась. От полной ее потери нас спасло то, что в строю остались достойные офицеры. Они несли службу, пока политическое руководство вникало в детали, разбиралось, что к чему.

- События 99-го и 2000-го годов, когда Кыргызстан подвергся атакам международных бандформирований, обнажили серьезные проблемы и упущения. Насколько серьезно эти военные кампании изменили отношение к вооружённым силам и поддержанию их боеготовности?

- Баткенские события открыли нам глаза, заставили изменить свое отношение к армии. Афганистан — это страна, из которой на протяжении многих лет исходят различные вызовы и угрозы. Террористические группировки там все еще существуют. Бандформирования планировали надолго закрепиться в Кыргызстане, в Баткенской области они планировали создать базу. Это было не 5 - 6 человек, как сейчас пишут отдельные «диванные эксперты», боевиков было больше сотни. Позже в той местности был обнаружен схрон. В пещере, в труднодоступной горной местности, было спрятано до 5-ти тонн различных вооружений, мин и боеприпасов. Чтобы вывести все это, нам пришлось сделать три рейса на вертолете.

Боевики действительно намеревались осесть в Ферганской долине, надеясь основать там халифат и захватить земли. У террористов была изъята карта на английском языке с указанием территорий, которые они должны были удерживать. Они хотели создать ситуацию, подобную той, что сложилась в таких странах, как Сирия и Ливия, где появился ИГИЛ.

Баткенский инцидент широко открыл нам глаза на многое. Тогда мы поняли, что нам нужна армия. Не просто маленькая и компактная. Мы осознали, что нам нужны вооружённые силы, способные воевать и проводить операции в горной местности. А когда начались Баткенские события, у нас не было даже достаточного количества радиостанций, техники, способной работать в условиях высокогорья. Мы отправляли небольшие воинские подразделения в горы на 5-6 дней, или на месяц, и порой у нас не было с ними связи. Они были словно дети, отправленные в неизвестность. Мы не знали, что с ними.

Тогда не было и многого другого, приборов ночного видения, не хватало боеприпасов, было очень мало авиации. Тогда наше руководство само увидело, в каком состоянии находятся вооружённые силы. Это время научило нас всему: тактическим приемам, как передвигаться в горах. Бои с противником в основном происходили ночью, что затрудняло действия наших войск. Позднее, в качестве помощи из России и Америки поступили приборы ночного видения. Таким образом, Баткенский инцидент стал большим уроком для нашей страны, военно-политического руководства и солдат.

- В последние годы, как армия реформируется в соответствии с вызовами и угрозами? Руководство страны кардинально поменяло отношение к армии. Как вы оцениваете нынешнее состояние вооружённых сил?

- С приходом к власти нынешнего президента Садыра Жапарова был выработан совершенно иной подход к обеспеченью обороноспособности и укреплению армии. Развитие и экономический подъем позволили направить существенные финансы на создание боеспособных и эффективных вооружённых сил. В первую очередь на нужды армии были закуплены крупные партии современных вооружений и техники. На параде Победы в Бишкеке мы увидели не только бронетранспортеры, но и зенитно-ракетные комплексы С-300. Это современное боевое оружие. Были задействованы беспилотные аппараты «Байрактар» и «Акынджи», а также другие боевые дроны, без которых сейчас не обойтись. Все это связано с экономическим ростом.

Все это нам не подарили, мы сами выбирали и покупали. Кроме того, ведется строительство жилья для военнослужащих, ремонтируются и возводятся новые казармы. Президент пообещал повысить зарплаты военнослужащим с июня по ноябрь этого года. Сосредоточившись на армии, руководство страны прилагает большие усилия для повышения ее боеготовности. Состояние армии сегодня несопоставимо с прошлым. Но, видя, какие войны идут в мире, и как накаляется обстановка, нужно признать, что мы все еще нуждаемся в укреплении обороноспособности. Хочешь мира – готовься к войне, эта древняя мудрость актуальна и в наше время.