Бишкек, 13.05.25. /Кабар/. Развитие цифрового образования в Кыргызстане требует устойчивого и доступного интернета во всех школах страны.
Кыргызское отделение интернет общества при поддержке Министерства образования реализует проект, направленный на модернизацию цифровой инфраструктуры и повышение цифровой грамотности в школах южных регионов — Баткенской и Ошской областей.
Проект предусматривает установку нового оборудования, обучение учителей STEM, а также анализ подключения школ к оптоволоконной инфраструктуре.
Однако, как отмечают эксперты, наличие кабеля ещё не гарантирует качественный интернет. По словам Азиза Солтобаева, менеджера проекта, важно не только модернизировать инфраструктуру, но и создать гибкую систему доступа, в которой школы смогут сами выбирать интернет-провайдера:
«Это напрямую связано с предоставлением высокоскоростного интернета. Пути решения, какие я вижу на сегодняшний день. Первое – предоставить право выбора интернет провайдера школам. Сейчас уже есть оптоволокно, к которому имеют право доступа все остальные интернет провайдеры. Каждый провайдер может предлагать свои услуги для школ благодаря реализации проекта Digital CASA. Например, в Ноокате выбирают локального провайдера «Элетком», который за 1000 сомов предоставляет 300 мегабит в секунду.
«Второй вариант, если у провайдеров не получается улучшить скорость – улучшить тарифы “Мугалим” мобильных операторов, увеличить объем памяти с 30 до 70 гигабайт в месяц», — добавил Солтобаев.
По данным проведённого аудита, педагоги сталкиваются с низкой скоростью и нестабильным соединением от фиксированного провайдера Кыргызтелеком, единственного поставщика услуг на сегодня, за который оплачивает государство. В результате большинство учителей вынуждены подключать мобильный интернет за собственные средства.
Учительница из школы в Баткенской области рассказала, что каждый месяц покупает мобильный интернет, чтобы проводить занятия через Zoom и пользоваться онлайн-ресурсами:
«Школьный интернет нестабильный, особенно когда нужно работать с видео. Я каждый месяц покупаю мобильный пакет, чтобы не сорвать уроки».
Преподаватели вынуждены сами оплачивать мобильный интернет для работы. Например, учитель из Лейлека покупает у Мегаком 30 гигабайт, а у Билайна ещё 30 ГБ тарифов «Мугалим», тратит около 1000 сомов на интернет для уроков.
На тренинге для учителей STEM в рамках проекта, одна из преподавательниц из Ошской области рассказала, что школьный интернет работает с перебоями, а Wi-Fi часто раздают с мобильных телефонов.
Эксперт по цифровому образованию и тренер по STEM данного проекта Сымбат Сатыбалдиева, подчеркивает, что современное образование невозможно без стабильного интернета.
«Мы говорим о доступе к видео платформам, онлайн-тестированию, интерактивным материалам. Государство закупает интернет услуги у одного поставщика, но качество данных услуг для школ остается низким (около 10/20 мбит/с), когда в среднем по стране скорость интернета составляет 70 мбит/с. Согласно новому Закону об образовании КР от 11 августа 2023 года #179, для образовательных организаций предусмотрена автономия: административная, финансовая, академическая. Важно обеспечить школам право самостоятельного выбора поставщика. При этом нужен утвержденный стандарт по техническим требованиям к данным услугам».
Сегодня большинство школ подключены к интернету через Кыргызтелеком, но эксперты считают, что монопольная модель должна быть пересмотрена. Открытие рынка для других провайдеров может улучшить конкуренцию и качество услуг.
Реализация данного проекта, поддерживаемого ЕС, в пилотных школах в Баткенской и Ошской областях может стать основой для масштабирования опыта на другие регионы. В долгосрочной перспективе эксперты видят необходимость в создании устойчивой модели финансирования интернета в школах и пересмотре действующих тарифов для педагогов.
«Если Кыргызстан хочет запустить модельные Google школы по всей стране, в которых учителя будут полноценно использовать облачные возможности Гугл/Майкрософт для образования, то нужно обеспечить скоростями не менее 100Мбит/с», - добавил Солтобаев.