Бишкек, 10.11.25. /Кабар/. С 20 по 23 октября 2025 года в Пекине состоялся 4-й пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 20-го созыва. На пленуме были приняты Предложения ЦК КПК по разработке 15-й пятилетней Программы народнохозяйственного и социального развития, которые представляют собой высокоуровневое проектирование и стратегическое планирование экономического и социального развития Китая на период 2026-2030 годов, а также демонстрируют видение взаимовыигрышного сотрудничества Китая со всем миром.
Научная разработка и непрерывная реализация пятилетних программ являются важным инструментом управления государством и значимым политическим преимуществом социализма с китайской спецификой. С момента начала первой пятилетней программы в 1953 году и до завершения 14-ой пятилетки в 2025 году Китай посредством реализации этих программ создал «два чуда» — быстрое экономическое развитие и долгосрочную социальную стабильность, и тем самым непрерывно вносит вклад в устойчивое мировое развитие и прогресс.
I. Успехи развития Китая, достигнутые за период 14-й пятилетки (2021-2025гг).
В ходе реализации задач 14-й пятилетки, перед лицом сложной международной обстановки и труднейших задач реформ, развития и обеспечения стабильности внутри страны, ЦК КПК, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин, сплачивая и ведя за собой всех членов партии и весь многонациональный народ страны в деле преодоления трудностей и упорном продвижении вперед, выдержал серьезный удар, нанесенный невиданной за последнее столетие эпидемией, эффективно реагировал на ряд крупных рисков и суровых вызовов, способствовал достижению новых новаторских прорывов, кардинальной трансформации и исторических успехов в социально-экономическом развитии Китая.
За первые 4 года 14-й пятилетки среднегодовой рост ВВП Китая составил 5,5%, общий объем экономики Китая последовательно преодолел отметки в 110, 120 и 130 трлн юаней. В течение последних двух лет ВВП на душу населения превышает 13 тыс. долларов США, при этом среднегодовой вклад Китая в рост мировой экономики сохраняется на уровне около 30%. Также, ВВП Китая за первые три квартала этого года уже превысил 100 трлн юаней, и по прогнозам годовой показатель может достигнуть 140 трлн юаней.
Достигнут значительный прогресс в ключевых инновационных технологиях, устойчиво развиваются новые производительные силы. Создана крупнейшая и самая быстрорастущая в мире система возобновляемой энергетики. Китай стал одной из лидирующих стран с наиболее быстро растущим инновационным потенциалом. Ускоренными темпами формируется новая система открытой экономики более высокого уровня. Совместное строительство «Один пояс, один путь» вступило в новый этап высококачественного развития. Ускоряется создание зон свободной торговли. Общий объём импорта и экспорта товаров вырос с 32,2 трлн юаней в 2020 году до 43,8 трлн юаней в 2024 году при среднегодовом росте в 8,0%.
Уровень урбанизации населения достиг 67%. Реальный среднегодовой рост доходов населения составил 5,5%. Уровень охвата базовым пенсионным страхованием повысил 95%. Ожидаемая продолжительность жизни населения достигла 79 лет. Уровень доступности образования на всех ступенях достиг среднего показателя стран с доходом выше среднего. Экономическая мощь, научно-технический потенциал и комплексная национальная сила Китая вышли на новый уровень, а китайская модернизация сделала уверенные шаги вперёд.
II. Стратегические задачи социально-экономического развития Китая в период 15-й пятилетки (2026-2030гг)
Китай поставил цель в основном осуществить социалистическую модернизацию к 2035 году. До достижения этой цели осталось лишь десять лет. Период 15-й пятилетки станет ключевым периодом для осуществления в основном социалистической модернизации, когда надо будет упрочить фундамент и приложить усилия по всем направлениям работы. В следующие пять лет Китай будет рассматривать экономическое строительство как центральную задачу, а содействие высококачественному развитию как главный лейтмотив работы и сосредоточится на выполнении следующих стратегических задач:
- Формировать современную производственную систему, укреплять и развивать реальный сектор экономики как основу национальной экономики.
- Способствовать достижению высокого уровня научно-технической самостоятельности и самодостаточности, стимулировать развитие производительных сил нового качества.
- Создавать мощный внутренний рынок, ускорять формирование новой архитектоники развития экономики страны.
- Ускорять формирование системы социалистической рыночной экономики высокого уровня, укреплять движущие силы высококачественного развития.
- На высоком уровне расширять открытость внешнему миру, стремиться к новым горизонтам во взаимовыгодном сотрудничестве.
- Ускорять модернизацию сельского хозяйства и села, основательно продвигать всесторонний подъем сельских районов.
- Оптимизировать территориальную структуру экономики, содействовать скоординированному развитию регионов Китая.
- Поощрять инновационную и творческую активность всей нации в сфере культуры, стимулировать процветание и развитие социалистической культуры.
- Наращивать усилия по обеспечению и улучшению благосостояния народа, основательно содействовать достижению всеобщей зажиточности населения.
- Ускорять процесс зеленой трансформации всех областей социально-экономического развития с целью построить «Прекрасный Китай».
11. Содействовать модернизации системы и потенциала обеспечения национальной безопасности, и на более высоком уровне строить «Спокойный Китай».
12. В назначенный срок достигнуть поставленную к 100-летнему юбилею Народно-освободительной армии Китая (НОАК) цель, в соответствии с высокими стандартами содействовать модернизации национальной обороны и вооруженных сил.
В следующие пять лет Китай будет планомерно расширять открытость на институциональном уровне, защищать многостороннюю торговую систему, расширять международную циркуляцию, продвигать совместную высококачественную реализацию инициативы «Один пояс, один путь», разделяя возможности со всеми странами мира. Китай, реализуя свою модернизацию, создаст широкие возможности для общего развития стран мира.
III. 15-я пятилетняя Программа придаст новый импульс взаимовыгодному сотрудничеству между Китаем и Кыргызстаном
Китай и Кыргызстан являются добрыми соседями, всесторонними стратегическими партнерами и попутчиками на пути модернизации. В этом году Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент КР Садыр Жапаров уже трижды встречались и определили приоритетные направления дальнейшего развития китайско-кыргызских отношений. Под стратегическим руководством и при личном содействии глав двух государств бурно развивается практическое сотрудничество в различных сферах.
В настоящее время Кыргызстан интенсивно реализует свою Национальную программу развития страны до 2030 года с акцентом на развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, туризма и зелёной энергетики для построения процветающего "Нового Кыргызстана". Период реализации 15-ой пятилетней Программы полностью совпадает с действием Национальной программы развития Кыргызстана до 2030, а идеи и ключевые направления развития обеих программ во многом созвучны. Китайская сторона готова совместно с кыргызской стороной укреплять сопряжение стратегий развития и расширять всестороннее взаимовыгодное сотрудничество.
— Расширение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Будучи крупнейшим торговым партнёром и источником инвестиций для Кыргызстана, Китай готов поощрять все большее количество перспективных предприятий инвестировать в Кыргызстан и участвовать в крупных промышленных проектах Кыргызстана, и тем самым содействовать индустриализации и совершенствованию отраслевой структуры страны. Следует раскрыть потенциалы сотрудничества в сфере трансграничной электронной коммерции между двумя странами, чтобы граждане Кыргызстана могли более удобно покупать качественные китайские товары, а больше китайских семей могли попробовать вкусные и экологически чистые мёд, сухофрукты и другие продукты из Кыргызстана.
— Повышение уровня взаимосвязанности. Китай и Кыргызстан соединяют общие горы и реки и поэтому имеют географические преимущества для развития транспортной связи. Необходимо продвигать высококачественное строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и автодороги Барскоон-Бедель, ускорить модернизацию инфраструктуры КПП, открыть КПП Бедель в режиме регулярной работы для повышения его пропускной способности. Большую актуальность приобретает открытие большего количества прямых авиарейсов для облегчения перемещения граждан, чтобы наши люди могли часто ездить друг к другу в гости.
— Расширение сотрудничества в сфере научно-технических инноваций. Обе страны уделяют большое внимание развитию науки, технологий и инноваций. Необходимо расширять обмен опытом в развитии цифровой экономики, искусственного интеллекта и стартапов, разделять технологии и продвигать коммерциализацию результатов научных исследований. Китай готов помочь Кыргызстану осваивать свои чистые энергоресурсы, такие как гидроэнергетика, солнечная и ветровая энергия, и тем самым способствовать энергетической безопасности Кыргызстана.
— Углубление сотрудничества в развитии современного сельского хозяйства. Обе страны сталкиваются с задачей обеспечения устойчивого развития аграрного сектора. Стороны могут активизировать обмен опытом в таких сферах, как борьба с опустыниванием, мелиорация почв, водосберегающее орошение, селекция, сокращение бедности и возрождение села, и тем самым способствовать модернизации сельского хозяйства и сельских районов для достижения целей устойчивого развития страны.
— Расширение гуманитарных связей. Дружба между странами зависит от дружбы между народами. Необходимо углублять взаимодействие в сферах культуры, образования, здравоохранения, туризма и т.д. Нам вместе предстоит раскрыть потенциалы культурного центра, институтов Конфуция и мастерской Лу Баня, увеличить масштабы студенческих обменов, реализовать медицинские программы «Экспресс здоровье - яркое путешествие» (проведение бесплатных операций по удалению катаракты), лечения врождённых пороков сердца и скрининга рака, а также проводить больше социально значимых проектов, для того чтобы способствовать взаимопониманию и сближению народов наших стран.
Находясь на новой исторической отправной точке, мы уверены, что в период реализации 15-ой пятилетней Программы Китая и Национальной стратегии развития Кыргызстана до 2030 года при совместных усилиях Китая и Кыргызстана, сотрудничество между нашими странами непременно даст свои большие плоды и принесет реальную пользу народам, продвигая двусторонние отношения на более высокий новый уровень.
Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в КР Лю Цзянпин