Бишкек, 03.07.25 /Кабар/. В Кыргызстане началась планомерная подготовка к переходу на 12-летнее школьное обучение. Об этом агентству «Кабар» сообщила ведущий специалист Управление школьного, внешкольного и дополнительного образования Министерства просвещения КР Ольга Брызгалова.
По ее словам, изменения основаны на государственном образовательном стандарте, утвержденном в 2023 году. «Содержание образования радикально пересматривается, поскольку цифровые технологии стремительно входят в жизнь. Чтобы дети с первых лет обучения умели пользоваться цифровыми ресурсами, мы меняем сам формат школы», - сказала она.
С 2025/26 учебного года структура школьного образования будет выглядеть так:
- начальная школа — 1-6 классы;
- среднее звено — 7-8-9 классы;
- старшее звено — 10-11-12 классы.
В марте 2025-го прошла регистрация детей 6-7 лет. В первые классы зачислялись как воспитанники детсадов, так и дети, не посещавшие дошкольную программу «Наристе». Во второй класс принимались семилетки, прошедшие подготовку в детсадах.
Новые программы и учебники
Кыргызская академия образования разработала предметные стандарты с требованиями шестилетних и семилетних детей. Уже с сентября школы начнут работать по обновленным учебным планам и программам.
Министерство просвещения завершает издание новых учебников. В 2025 году в школы поступят:
- «Естествознание» и «Математика» для 1-, 2-, 5- и 7-х классов;
- новые учебники английского языка для 3-9 классов.
«Учебники готовы к тиражу. С 14 июля начинается подготовка методистов, которые в августе будут обучать учителей 1, 2, 5 и 7-х классов работе с новыми материалами. С 1 сентября все школы республики перейдут на эти учебники», - отметила Ольга Брызгалова.
Также обучение учителей английскому языку будет проведено совместно с ЮНИСЕФ.
Продвижение ЦУР-4 и строительство школ
Кыргызстан во второй раз представит добровольный национальный обзор достижения Цели устойчивого развития № 4 («Качественное образование»). «Реформы уже дают результаты, за два последних учебных года заметно выросло число построенных школ. Исследования достижений учащихся продолжаются», - добавила специалист.
Министерство признает, что проблемы сохраняются, в том числе нехватка учебников и инфраструктуры, однако называет наращивание ресурсов «приоритетом ближайших лет».