Новая эра – новые дети. Уже очевиден тот факт, что новые дети значительно отличаются от предыдущих поколений. И причина в том, что они растут уже в совершенно другом мире: в насыщенном информационном поле, с новыми технологиями, стандартами обучения и идеалами. Стали ли они от этого менее романтичными или более агрессивными? Как они мыслят и чувствуют, и как теперь их воспитывать – на эти вопросы отвечает психолог Айжмалал Исамидинова.
– Современные дети — какие они? Правда ли, что из-за гаджетов они стали менее романтичными, но более агрессивными?
– Современные дети растут в цифровой среде, которая влияет на их восприятие мира и поведение. Это не делает их хуже или лучше — они другие.
Меньше романтизма? Да, потому что визуальные и быстрые стимулы гаджетов снижают способность к глубокому воображению и длительной концентрации — основам романтического восприятия мира.
Больше агрессии? Не обязательно. Часто это выглядит как повышенная импульсивность или недостаток навыков саморегуляции, но не как врожденная агрессия. Причина заключается в перегрузке нервной системы, недостатке живого общения и телесного опыта.
Но что важно: агрессия — это не плохое качество, а способ самозащиты, который требует не подавления, а экологичного обучения выражению чувств.
– Сейчас говорят о детях как о «поколении снежинок». Это большая уязвимость, уверенность в собственной исключительности, политкорректность во взглядах. Вы с этим согласны?
– Термин «снежинки» стал популярен как ироничная характеристика молодых людей с повышенной чувствительностью к критике и сильной верой в уникальность своей личности. Но важно понимать причины.
Уязвимость — это следствие того, что дети выросли в атмосфере гиперзаботы, где эмоции оберегали, но не обучали с ними обращаться. Исключительность — результат воспитательных подходов, где акцент делался на «ты особенный», но без развития фрустрационной устойчивости (умения справляться с неуспехом).
Что касается политкорректности, то это не слабость, а проявление попытки быть этичными, социально осознанными. Это плюс, если не доведен до абсурда.
Такое поколение не «слабое», а иначе чувствующее и мыслящее. Им нужны другие опоры: не строгость, а развитие саморегуляции, критического мышления и границ.

– Я бы еще сказала, что современные дети – это поколение раннего развития, развиваек. С какого возраста рекомендуется это самое раннее развитие? И что оно должно включать?
– Раннее развитие начинается с рождения. Но ключевой акцент не на обучении буквам и иностранным языкам, а на телесно-чувственном контакте с родителями; свободной игре, ведь игра — главный способ развития до 7 лет; эмоциональной безопасности и отклике на потребности; развитии сенсорного опыта, это ощупывание, лепка, движение, пение.
Что касается возрастных ориентиров, то с рождения и до 3-х лет фокус держим на движении, сенсорике, речи, привязанности. С 3 до 6: подключается символическое мышление, сюжетные игры, интерес к правилам. И старше 6 лет: уже начало системного мышления, можно давать интеллектуальные задачи.
Однако важно не путать раннее развитие с форсированием интеллектуального роста. Без телесной и эмоциональной базы — это перегрузка.
– Кстати, часто можно услышать про переходный возраст в 3 года, в 5 лет и т.д. Капризы и непослушание — это формирование личности или отсутствие крепкого воздействия?
– Это этапы развития автономии, а не «испорченность». В 3 года у ребенка начинается период «Я сам!», формируется чувство границ. Это не протест, а попытка почувствовать себя отдельной личностью. В 5 лет ребенок осознает нормы, но еще не умеет регулировать импульсы. Возникают игры с правилами, проверка границ. В 6–7 лет у детей проявляются первые элементы моральной ответственности, но еще много инфантильности.
Капризы — это не вина, а сигнал, что у ребенка что-то не получается, он не справляется с эмоцией. Родитель здесь должен выступать как «внешний мозг», который помогает ему с этим справиться.
– Так как сохранить грань между уважением к правам ребенка и формированием ответственности?
– Вот 3 ключевых принципа:
Уважение — это не вседозволенность. Уважать — значит видеть в ребенке личность, но при этом сохранять структуру и границы.
Ответственность — это не наказание. Ребенок учится ответственности не из страха, а через повторяющиеся естественные последствия и доверие: «Я верю, ты справишься».
Сотрудничество важнее контроля. Чем больше ребенок чувствует, что его слышат и уважают, тем охотнее он принимает правила и заботится о других.
Приведу пример: «Ты имеешь право на свое мнение, и в то же время у нас есть общие правила, чтобы всем было хорошо. Давай подумаем, как мы можем учесть и твои желания, и потребности других».
