Бишкек, 11.12.25. /Кабар/. Кыргызстан — молодое, современное государство, открытое, динамичное и полное оптимизма. На протяжении десятилетий его называли «островом демократии» Центральной Азии. Несмотря на это, власти Бишкека недавно приняли спорное решение о запрете ношения никаба.
В эксклюзивном интервью The Liberum заместитель председателя кабинета министров Кыргызской Республики Эдиль Байсалов объясняет причины принятия этой меры, ее соответствие демократическим принципам страны и то, как, вероятно, будут выглядеть внешняя и энергетическая политика Кыргызстана в следующем году.
По мнению Байсалова, в последние десятилетия определенные сети, финансируемые из-за рубежа, использовали бедность в Кыргызстане для продвижения непривычных религиозных практик, порой создавая путаницу и социальную напряженность. Политика Бишкека, объясняет он, не направлена против религии, а призвана защитить культурное наследие Кыргызстана, социальную сплоченность и традиционную форму ислама. Ряд других стран Центральной Азии предпринимают аналогичные шаги для сохранения своей идентичности и социального равновесия.
- Как вы думаете, почему Россия и большинство европейских стран не приняли аналогичной политики?
- Не в моей компетенции комментировать внутреннюю политику других стран. У каждого государства своя история, свои особенности и свои общественные дебаты. Некоторые несут на себе сложное наследие, включая расизм или империализм, и могут проявлять осторожность в действиях, которые могут быть истолкованы через эту призму. Но я не хочу судить или оценивать их решения. Политика Кыргызстана отражает нашу собственную историю, культуру и социальные реалии, и ничего больше.
- Каковы культурные или религиозные причины политики Бишкека в отношении никаба?
- Кыргызстан глубоко уважает свободу вероисповедания и гордится тем, что является гармоничным, многонациональным и многоконфессиональным обществом. Но наша традиционная форма ислама никогда не включала одежду, ассоциирующуюся с культурами пустынь Ближнего Востока. Эта одежда развивалась по причинам, связанным с климатом, которые не применимы к нашей среде. Кыргызские женщины всегда занимали высокое положение в обществе. Наша исламская традиция ценит открытость, образование, терпимость и скромное духовное сознание, а не публичную демонстрацию посредством импортной одежды.
- Останется ли Кыргызстан островом демократии в Центральной Азии после парламентских выборов?
- Кыргызстан, безусловно, остается маяком демократии в Центральной Азии. Мы создали самые передовые в регионе избирательные институты, и наши парламентские и президентские выборы неизменно получают высокие оценки как свободные и справедливые.
Будучи небольшим, сплоченным обществом, где люди часто являются родственниками, соседями или одноклассниками, мы гордимся своим кочевым наследием, которое никогда не опиралось на централизованное, автократическое правление. Что еще более важно, Кыргызстан имеет богатую историю сопротивления попыткам навязать системы, которые служат лишь узкой элите. Наш народ неоднократно защищал свои права, достоинство и демократический выбор.
Сегодня президент Садыр Жапаров доказал неправоту многих критиков. Его мандат основан на широких интересах всего населения, и результаты говорят сами за себя. Наш ВВП вырос на 9% в 2022 и 2023 годах, а новые прогнозы показывают впечатляющий темп роста в 11,5% в 2024 году.
Доходы государственного бюджета утроились, поддерживая общенациональный бум в сфере образования, здравоохранения, дорожного строительства, государственных услуг, роста заработной платы, расширения социальных пособий и повышения пенсий. Кыргызстан стремится оставаться страной, которой гордятся его граждане, – страной, где демократия обеспечивает реальные и непрерывные улучшения в жизни людей.
- Кыргызстан потратил первые 30 лет своей независимости, пытаясь скопировать парламентскую систему западного образца. Разрабатываете ли вы сейчас систему, которая является уникальной для Кыргызстана?
- Крайне важно понимать контекст. Мы вышли из тоталитарной советской системы и резко качнулись к ультралиберализму, вдохновленные тогдашним модным неолиберальным мышлением. Мы приватизировали почти всё, демонтировали государственные услуги и приняли идею о том, что люди должны полагаться на «невидимую руку» рынка. Это не принесло процветания. Страна обнищала, промышленность исчезла, а модель полного невмешательства оказалась неустойчивой.
Сегодня мы стремимся к балансу. В конкурентном мире каждая страна функционирует почти как национальная корпорация, и это требует ответственного, стратегического руководства, ориентированного на долгосрочный успех. Мы не пытаемся изобрести экзотическую «уникальную кыргызскую модель» и не отвергаем уроки Востока или Запада. Мы хотим построить процветающее, стабильное государство, основанное на том, что работает. То, что мы оставили после себя, – это система, где несколько богатых кланов захватили демократические институты. Демократия в Кыргызстане должна работать на благо народа, а не на благо привилегированной группы.
- В условиях глобальной турбулентности, продолжит ли Кыргызстан свою многовекторную внешнюю политику?
- Безусловно. Нет причин, по которым Кыргызстан не мог бы продолжать свою многовекторную внешнюю политику. Мы — суверенное государство, поддерживающее конструктивные отношения со всеми нашими соседями и ведущими мировыми державами. Наш подход основан на мирной дипломатии, Уставе ООН и международном праве.
Наш компас прост - национальные интересы построения успешного государства для нашего народа. Мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран и не принимаем вмешательства в свои собственные. Поэтому идея о том, что Кыргызстан должен «выбирать сторону», для нас просто неприемлема. Мы продолжим сотрудничество и торговлю со всеми партнерами, решительно отвергая любые неоимпериалистические попытки подорвать позиции малых государств. Наша внешняя политика останется прагматичной, стабильной и ориентированной на развитие.
- Пекин является одним из главных партнеров Бишкека по внешней политике. Тем не менее, вы недавно выразили обеспокоенность по поводу растущей антикитайской риторики в Кыргызстане. На ваш взгляд, кто за этим стоит?
- Недавний всплеск активности явно был искусственным – внезапный всплеск в социальных сетях, спровоцированный извне. Я не могу назвать источник, но могу с абсолютной уверенностью сказать, что за последние 30 лет кыргызский народ установил более близкие, крепкие и доверительные отношения с великим соседом – Китаем. Нам повезло иметь такого сильного и дружественного партнера.
Как человек, который когда-то критиковал предыдущие администрации за то, что они не в полной мере раскрыли потенциал наших двусторонних связей, я знаю, насколько широко это позитивное отношение разделяется обществом. Несколько безответственных активистов внутри страны также пытались использовать ложный патриотизм в политических целях. Им это не удалось. Попытки спровоцировать антикитайские настроения не увенчаются успехом. Партнерство Кыргызстана с Китаем прочное, стратегическое и ориентировано на будущее. Мы ожидаем, что в ближайшее десятилетие оно увеличится в десять раз.
- Как членство Кыргызстана в возглавляемой Китаем Шанхайской организации сотрудничества повлияло на его положение в преддверии саммита ШОС 2026 года в Бишкеке?
- Кыргызстан гордится тем, что входит в число шести стран-учредителей Шанхайской организации сотрудничества. За прошедшие годы ШОС превратилась в одну из самых влиятельных региональных организаций, представляющую значительную долю населения и экономического производства мира. Мы уже дважды принимали саммиты ШОС. В 2026 году мы будем приветствовать лидеров ШОС в историческую дату – 35-ю годовщину независимости Кыргызстана, 31 августа.
Кыргызстан находится в самом сердце региона ШОС. В этом году Центральная Азия достигла важной вехи: успешное определение и демаркация границ между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, завершенные историческим соглашением в Худжанде. Это достижение превращает Центральную Азию в регион мира, дружбы и сотрудничества.
Проведение саммита 2026 года позволит нам продемонстрировать наш стремительный социально-экономический прогресс и нашу уверенность как молодой, амбициозной нации. ШОС начиналась как механизм обеспечения безопасности границ и превратилась в мощную платформу для безопасности, экономического сотрудничества и культурной дипломатии – многие страны сейчас стремятся присоединиться к этой престижной организации.
- В то же время Европейский союз стремится укрепить свое присутствие в стратегически важном регионе Центральной Азии. Каковы ваши ожидания от сотрудничества с блоком из 27 стран?
- Бишкек поддерживает прочные отношения с Европейским союзом, как в рамках блока, так и индивидуально с его 27 государствами-членами. Наши связи глубоки, особенно с Восточной Европой, Германией, где более 80 000 граждан имеют корни в Кыргызстане, Францией и другими странами. В этом году мы подписали Всеобъемлющее и расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
Мы также пользуемся преимуществами Генеральной системы преференций плюс (GSP+), которая поддерживает рост нашего экспорта. Мы стремимся к расширению сотрудничества в области образования, технологий, инноваций и доступа к рынкам труда ЕС. Возможности для молодежи работать и учиться в Европе помогают им получить современные навыки и вернуться, чтобы внести свой вклад в развитие Кыргызстана. Центральная Азия всегда была естественным перекрестком между Востоком и Западом. Вместе с нашими соседями мы рассчитываем на углубление этой роли в партнерстве с ЕС.
- Учитывая периодические перебои с электроснабжением в Кыргызстане, как страна может внести свой вклад в создание европейского коридора зеленой энергетики, соединяющего Центральную Азию и Европу через Южный Кавказ?
- Я несколько скептически отношусь к тому, что наша электроэнергия будет экспортироваться в Европу – этот маршрут более актуален для некоторых наших соседей. Наш внутренний и региональный спрос высок. Нынешний дефицит электроэнергии в Кыргызстане является следствием десятилетий недостаточных инвестиций и резкого роста потребления, обусловленного сильным экономическим ростом.
Но сейчас мы уверено решаем эту проблему. Мы запустили мегапроект гидроэлектростанции «Камбарата-1», поддерживаемый сотнями дополнительных гидро-, солнечных и ветроэнергетических проектов. Мы ликвидируем дефицит электроэнергии в течение двух лет и рассчитываем удвоить наши генерирующие мощности в течение пяти лет.
Кыргызстан стремится стать глобальным центром для мега-центров обработки данных, полностью работающим на доступной экологически чистой гидроэнергии. Эпоха искусственного интеллекта требует огромных объемов безуглеродной электроэнергии, и мы идеально подходим для ее обеспечения. Мы также будем обеспечивать электроэнергией энергоемкие отрасли, такие как производство алюминия и другие виды производства с добавленной стоимостью. Мы также тепло приветствуем гостей со всего мира. Я надеюсь, что многие читатели The Liberum воспользуются возможностью посетить нашу страну в следующем году.