Роль транспорта и логистики в экономике Кыргызстана велика, и в последние годы эта сфера становится одним из приоритетных направлений развития страны. При этом расположение Кыргызстана в самом центре Центральной Азии, на важном транспортном перекрестке, открывает широкие возможности для превращения республики в транзитный узел. Особенно большие перспективы связаны с проектом железной дороги «Китай - Кыргызстан – Узбекистан», если он будет полностью реализован, Кыргызстан сможет стать стратегическим хабом, соединяющим Восток и Запад. После вступления в Евразийский экономический союз продолжается переход на единые стандарты в логистике. Кроме того, в рамках национальной программы развития до 2030 года кабинет министров Кыргызстана ставит целью увеличить количество логистических центров и модернизировать инфраструктуру отрасли.
Несмотря на постепенное развитие, потенциал логистики в стране пока используется не в полной мере, и сфера требует дополнительных мер поддержки. Ведь именно через эту отрасль осуществляется грузоперевозка, торговля, экспорт-импорт, движение продовольствия и товаров.

Агентству «Кабар» президент Ассоциации трансграничной электронной торговли и логистики КР Марсель Салахунов рассказал о стратегическом значении логистики, уже достигнутых успехах и существующих проблемах.
«Географическое расположение Кыргызстана дает стране возможность стать транзитным мостом между Китаем и ЕАЭС. Кроме того, год от года растут интернет-торговля и трансграничные поставки. Например, только в 2024 году кыргызстанцы экспортировали в Россию товаров через платформу Wildberries более чем на 10 млрд сомов. Помимо этого, активно используются и другие B2B и B2C маркетплейсы. Укрепляются торговые связи с Китаем, Россией, Турцией и Европой. По данным министерства, логистика дает 7-8% ВВП. Если государственная и инвестиционная поддержка отрасли усилится, этот показатель может вырасти еще больше», - отметил он.
Салахунов также подчеркнул потенциал логистики в масштабах Центральной Азии, Кыргызстан стратегически выгодно расположен и, будучи членом ШОС, ЕАЭС, СНГ и других объединений, имеет большие возможности для торговли. «Благодаря проекту “Один пояс - один путь” есть шанс открыть новые транспортные коридоры. Но этот потенциал пока не используется в полной мере. Для его реализации нужно развивать инфраструктуру, цифровизацию, создавать мультимодальные центры», - добавил он.

При этом эксперт отметил и проблемные стороны отрасли. «На сегодняшний день сохраняются системные трудности, особенно в приграничных районах и горных регионах дороги требуют ремонта. Из-за отсутствия выхода к морю мы зависим от транзитных стран, таких как Казахстан и Узбекистан. Недостаточно развито комбинирование разных видов транспорта - автомобильного, железнодорожного и авиационного. Есть и другие проблемы - это очереди на границах, бюрократия, слабая инфраструктура на контрольно-пропускных пунктах. В некоторых местах коррупция также мешает развитию. Большинство складов не соответствуют современным требованиям», - сказал Салахунов.
Он также обратил внимание на кадровые вопросы. «Система подготовки водителей и специалистов в логистике устарела, учебных центров не хватает, слабо развиты современные технологии и знание иностранных языков. В аграрной логистике тоже есть проблемы: не хватает холодильников, упаковки, сортировки. Из-за этого продукция может испортиться при экспорте. Здесь нужна поддержка государства», - отметил Марсель Салахунов.

Вместе с тем, по словам эксперта, в отрасли происходят и положительные изменения. «Активизируется частный сектор, растет число предпринимателей, производителей и интернет-магазинов, уже более 30 тыс. продавцов. В Ат-Башы, Чуйской области и южных регионах появляются новые логистические компании. Государство тоже поддерживает: ремонтирует дороги, создает свободные экономические зоны, цифровизирует логистику», - добавил он.
«К проекту железной дороги «Китай - Кыргызстан – Узбекистан» проявляет интерес и Таджикистан. «Кыргыз почтасы» открывает бондовые зоны и фулфилмент-центры в Чуйской области, Китае и Европе. В Нарынской области создаются “сухой порт” и другие логистические хабы. Пункты пропуска «Торугарт» и «Иркештам» переходят на цифровую систему и предварительное электронное декларирование.

Также ведутся работы по улучшению дорожной инфраструктуры. Ремонтируется дорога Бишкек - Ош, скоро откроется трасса Джалал-Абад – Балыкчы. Международные доноры оказывают помощь. Устанавливаются пункты весового контроля для регулирования транспортного потока. Ремонтируются региональные дороги, ведущие к границам и рынкам.
Что касается логистических центров, то в Бишкеке и Оше частные предприниматели строят современные склады. В СЭЗ «Ат-Башы» открыта бондовая зона. Однако нехватка агрологистических центров для хранения сельхозпродукции может негативно сказаться на экспорте», - подытожил Салахунов.