Бишкек, 12.06.25. /Кабар/. Министерство просвещения Кыргызстана представляет промежуточные результаты масштабной цифровой трансформации образовательной системы страны.
Благодаря внедрению пяти ключевых автоматизированных информационных систем на уровне школьного образования министерство делает первые, но уже значительные шаги к снижению бюрократической нагрузки на педагогов и повышению эффективности управления образованием. Это только начало масштабной трансформации, которая кардинально изменит систему образования Кыргызстана.
Цифровизация – ключевой элемент трансформации
Цифровизация – это неотъемлемая и ключевая часть всей трансформации системы образования КР. Современные информационные технологии позволяют создавать более прозрачную, гибкую и ориентированную на потребности учащихся и педагогов систему. Цель министерства – не просто автоматизировать процессы, а изменить подход к управлению и развитию образования на всех уровнях – от школы до государственной политики.
Значительное снижение бюрократической нагрузки
За счет оцифровки личных дел педагогов и учащихся, а также документации самой школы, на первом этапе цифровизации уже планируется отменить 30 из 46 форм отчетности, которые ранее заполнялись педагогами вручную. Теперь все эти отчеты формируются автоматически в режиме онлайн на любую дату.
Основной системой на уровне школьного образования является АИС «Күндөлүк», которая уже с ноября 2024 года успешно внедрена во всех государственных и муниципальных школах страны, за исключением школ Бишкека, где переход запланирован с сентября 2025 года. В настоящее время системой ежедневно пользуются около 50 тысяч учителей.
Внедренные цифровые системы
АИС «Күндөлүк» – электронный дневник с модулями электронного личного дела учащегося и отчетности, включающий данные о социальном статусе детей, принадлежности к уязвимым группам, переводах между школами и успеваемости, и всей другой информации, касательно деятельности учащегося в процессе всего обучения в школе.
АИС «Мугалим» – единый реестр всех педагогов страны с электронным личным делом, позволяющий автоматизировать процесс найма руководителей и учителей образовательных учреждений, аттестацию педагогов, представления к наградам без подачи бумажных документов.
АИС «Школьная инфраструктура» – система мониторинга состояния инфраструктуры образовательных учреждений, включая сбор и учет данных о техническом состоянии конструктивных элементов здания образовательных учреждений (фундамент, стена, перекрытие и т.д.). В системе также отображаются данные по количеству оргтехники, компьютеров, скорости интернета, обеспеченности углем и так далее.
Кроме получения оперативных данных о состоянии здания, прилегающих участков, а также оборудования школы, система позволяет автоматизировать запросы со стороны школы на необходимые расходные материалы и ресурсы, оборудование, ремонт и др.
Электронная запись в школы – полностью автоматизированная система приема детей в школы, где реализован полный отказ от всевозможных справок, ранее прикрепляемыми родителями на сайте. Это стало возможным благодаря интеграции системы ЭЗШ с государственными базами данных. Родители могут записать ребенка в школу одной кнопкой через приложения «Тундук», MegaPay, МойО!+Банк и портал 1mektep.edu.gov.kg.
Системы «Цифровой аттестат» и «Цифровой диплом» являются реестрами документов в сфере образования, которые позволяют автоматизировать процесс нострификации, подтверждения подлинности документов. Система позволяет генерировать получать отчеты по количеству выпускников, в том числе с отличием, по регионам, по полу, по дате и другим параметрам.
В настоящее время цифровые аттестаты доступны в приложении «Тундук» для выпускников с 2018 и позже, параллельно идет работа по оцифровке данных за 2000-2017 годы.
Цифровые дипломы станут доступны начиная с выпуска 2025 года. Ведется работа по запуску сервиса «Оцифруй диплом» совместно с приложением «Тундук», где граждане могут делать удаленный запрос на оцифровку его диплома. Данный автоматизированный запрос будет передаваться в соответствующий ВУЗ, где будут подниматься архивы и соответствующие данные вноситься в систему «Цифровой диплом». После этого диплом будет доступен в приложении «Цифровые документы».
Техническое развитие
До конца 2025 года планируется запуск центрального хранилища данных ИСУО (информационная система управления данными), которое обеспечит доступ к деперсонализированным данным в системе образования в формате «открытых данных» для всех заинтересованных сторон.
В рамках проекта Всемирного банка Министерством приобретается новое серверное оборудование, что позволит дать доступ к системам для родителей, увеличить количество других пользователей и улучшить качество обработки данных.
Планы развития
С сентября 2025 года АИС «Күндөлүк» будет внедрен во всех школах Бишкека, а также частных школах, что позволит охватить всю школьную систему, и оперативно работать с данными в целях принятия эффективных политических и административных решений.
Также до конца 2025 года планируется запуск центрального хранилища данных ИСУО, где для всех других государственных органов будут доступны все данные сферы образования в одном месте в формате «открытых данных» для сбора статистики, мониторинга, принятия управленческих решений и межведомственного взаимодействия.
После запуска ИСУО будут окончательно отменены все отчеты по данным образования для сторонних ведомств, что еще больше снизит административную нагрузку на учителей и руководителей школ.
В настоящее время проводятся республиканские тренинги для администраторов школ по всей стране в рамках закрытия учебного года и подготовки к новому учебному сезону.