Президент Садыр Жапаров подписал указ об образовании двух новых ведомств на базе Министерства образования и науки и Госагентства интеллектуальной собственности и инноваций. В Кыргызстане теперь есть Министерство просвещения и Министерство науки, высшего образования и инноваций. Министерство просвещения будет отвечать за дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также за начальное профобразование, а Министерство науки, высшего образования и инноваций возьмет на себя функции в сфере высшего образования, науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также вопросов интеллектуальной собственности.
Накануне Жогорку Кенеш одобрил кандидатуры Бактияра Орозова и Догдуркул Кендирбаевой на посты министров этих новых ведомств. Агентство «Кабар» обратилось к доктору политических наук, профессору Академии госуправления КР Бактыкан Торогельдиевой и поинтересовалось, как эти изменения повлияют на развитие науки в стране.
Как отметила Бактыкан Макишевна, уровень научного развития сильно различается между странами и, конечно, зависит от экономики, государственной поддержки и интеграции в мировую науку. В современном мире научные исследования в условиях развития искусственного интеллекта (ИИ) могут значительно ускорить прогресс стран, особенно развивающихся, за счёт оптимизации различных сфер экономики, науки и управления. Развитие науки в Кыргызстане после распада СССР в 1991 году прошло через сложный период, но в последние годы наблюдается постепенное восстановление. Многие научные институты республики лишились финансирования, что привело к "утечке мозгов”, закрылись или деградировали целые научные направления, особенно в фундаментальной науке.
Профессор назвала основные проблемы, которые сдерживают эффективность научных исследований в Кыргызстане:
- Низкий уровень бюджета науки в Кыргызстане.
- Устаревшее оборудование многие лаборатории используют технологии 1980–90-х годов.
- Кадры и "утечка мозгов”, миграция учёных - молодые специалисты уезжают в РФ, Казахстан, Турцию, в страны Европейского Союза, США.
- Старение научных кадров (средний возраст исследователей превышает 50 лет), молодежь не идёт в науку из-за низких перспектив.
- “Застой” в тематике научных исследований - институты продолжают изучать проблемы, невостребованные в современном мире.
- Неэффективное распределение средств - гранты и субсидии часто получают "свои люди", а не лучшие исследователи.
- Языковой барьер ведет к низкому уровню научных публикаций в международных журналах (Scopus, Web of Science).
- Учёные и преподаватели получают низкие зарплаты, что ведет их к не конкурентоспособности.
«С 2020-х годов в правительстве Кыргызстана начали обсуждать реформы в области высшего образования и науки. Был принят Закон КР "О науке " (2023) , который направлен на модернизацию управления наукой. В Стратегии развития республики до 2040 года поставлена задача увеличение финансирования науки до 1% ВВП.
Но реальное реформирование науки, на мой взгляд, начинается именно с разделением структуры управления системой образования и науки на Министерство просвещения и Министерство науки, высшего образования и инноваций. Именно такое разделение позволит каждому министерству не разбрасываться, а выполнять свою функциональную направленность в своей деятельности», - заявила она.
Сегодня Кыргызстан для интеграции в международную науку участвует программах ЕС (Horizon Europe) и тесно сотрудничает с Турцией, Китаем, Россией. Публикационная активность на международном уровне растёт, но остаётся крайне низкой (Кыргызстан - на последних местах в СНГ по числу статей в Scopus/WoS).
Бактыкан Торогельдиева считает, что ключевыми условиями для прорыва в развитии науки Кыргызстана являются увеличение финансирования науки до 0,5–1% ВВП, создание условий для возвращения и закрепления молодых учёных в республике и более тесная интеграция с международными научными центрами (ЕС, Китай, Турция, Россия и др. ), повышение качества уровня вузов, развитие технологических парков и стартапов, рост IT-сектора, который создаст возможность перехода от аутсорсинга к собственным разработкам. Также профессор добавила активное использование достижений ИИ в образовательном, научном и управленческом секторе и введение системы градационной (ступенчатой) оплаты за научные достижения ученым, например как в Узбекистане, где ученые получают доплаты в зависимости от уровня публикаций.