Основатель туристической компании Travel Experts Сергей Глуховеров в беседе с агентством «Кабар» рассказал о тенденциях в развитии туризма в Кыргызстане, какие маркетинговые инструменты надо использовать для привлечения своего потока туристов и как в целом сделать развитие данной индустрии в стране круглогодичной.
- Сергей, как Вы оцениваете текущее состояние туризма в Кыргызстане? Что изменилось за последние годы?
- В последние годы туризм в Кыргызстане стал развиваться больше. Люди начали понимать, чем туризм полезен для страны, ведь прибыль получает не только туркомпания, как принято было понимать раньше, но и вся страна в целом. Клиент приезжает в Кыргызстан, оплачивает за свое проживание, питание, транспортные услуги, гидов, локальные шоу-программы, мастер-классы, знакомится с беркутчи, покупает сувениры. То есть все, что клиент зарабатывал у себя в стране, он приходит и отдает все гражданам Кыргызстана, при этом с улыбкой на лице и еще в конце говорит огромное спасибо. Он также обязательно порекомендует своим друзьям и знакомым посетить эту замечательную страну. Потому туризм – это огромная польза для всех, и мы видим, что люди стали понимать это и все больше вкладывать сил и энергии в развитие туризма в Кыргызстане.

- Чем, по-Вашему, наша страна привлекает туристов?
- Кыргызстан богат природой, которой туристы восхищаются не просто так. Действительно страна владеет уникальными природными ресурсами и особенностью является то, что каждые два часа на пути постоянно меняются виды: тут и горы, и озера, и реки, и ущелья, и красные скалы, и водопады – поэтому туристы постоянно восхищаются, они не устают, когда идет разнообразие, им не приедаются меняющиеся виды.
- Помимо удивительной природы, нужно также использовать маркетинговые инструменты для привлечения туристов, какие именно?
- Один из вариантов – это развитие туров по Шелковому пути, объединяя маршруты с Узбекистаном. В Узбекистане долгий турсезон – это весна и осень. Туда приезжает огромное количество туристов, и благодаря рекламе совместных туров какой-то процент будет переходить через Ош в Кыргызстан, и путешествовать по югу, а потом по северу Кыргызстана. Где идет перелет Ташкент – Бишкек, мы сможем увеличить поток туристов. Тогда наши граждане смогут зарабатывать не только летом, но также весной и осенью. Это сможет увеличить поток денежных средств гостевым домам, а гиды с водителями не будут искать другую работу, уходить из профессии и смогут посвящать себя именно туризму.
Ну и, конечно же, в зимний сезон не только лыжи и сноуборды, но и обычные классические туры. Например, зимой проехать вокруг Иссык-Куля, заехать в заснеженные ущелья, посмотреть замерзшие водопады, вкусно поесть, посетить беркутчи и увидеть тайганов, сделать войлочный ковер – это все можно делать зимой в красивой атмосфере. Тогда туризм Кыргызстана круглый год сможет получать плюсы от этого.

- Однако насколько Кыргызстан сегодня готов к приему большого потока иностранных туристов, не пострадает ли экосистема?
- К сожалению, мы наблюдаем, что многие места стали переполнены туристами, что негативно влияет на экосистему и на само восприятие туристов как страны с дикой природой. Когда мы видим огромное количество туристов на одних локациях, то, естественно, от этого страдает и сама природа, а также туристы не чувствуют себя в каком-то уникальном месте. Одно из видений решения этой проблемы, чтобы туроператоры, гиды и водители начали предлагать новые направления, новые ущелья, чтобы рассредоточить этот поток туристов. Ведь одно дело, если тысяча туристов заезжает в одно ущелье и находится там, или разделить их на 10 ущелий по 100 человек в разное время. Тогда они не будут видеть друг друга, природа не будет перегружена, и все получат только плюсы.
- Есть ли изменения в предпочтениях туристов после пандемии или геополитических событий?
- После пандемии у очень многих туристов до сих пор осталось чувство боязни быть в слишком большом скоплении людей. Поэтому благодаря тому, что в регионах страны и в горах в основном находятся только небольшие отели, юрточные городки и гостевые дома, он привлекает внимание. Так как большие пятизвездочные отели по всему миру уже немножко отпугивают людей. Им хочется побыть на природе, в кругу своих друзей, потому маленькие гостевые точки очень пользуются спросом. У Кыргызстана есть хороший шанс благодаря этому привлечь свой поток туристов.