Бишкек, 25.12.25 /Кабар/. В последние дни в аэропортах Кыргызстана самолеты не могли приземлиться, отменялись рейсы, а пассажирам возвращали деньги за билеты. Проблема возникла из-за густого тумана.
В международном аэропорту «Манас» из-за плотного тумана самолеты не могли взлететь и приземлиться, поэтому рейсы перенаправлялись на другие аэродромы — на Иссык-Куль, Алматы, Ташкент и Ош.

Как сообщили в пресс-службе АО «Аэропорты Кыргызстана», раньше туман чаще наблюдался в аэропортах юга страны, но теперь он нередко появляется и в Бишкеке.
«Для безопасного взлета и посадки самолетов видимость должна быть не менее 800 метров. Но в последние дни в аэропорту «Манас» этот показатель составлял всего 400 метров», — отметили в компании.
Однако есть и хорошие новости — государство активно работает над решением проблемы.
По словам Алтынбека Маметова, директора по инфраструктуре и региональному развитию АО «Аэропорты Кыргызстана», к концу января 2026 года в международном аэропорту «Манас» проблема тумана будет решена благодаря повышению категории светосигнального оборудования — с первой до третьей.

«Вообще такие системы делятся на три категории. Самая высокая — третья. Выше в мире не существует. В большинстве стран именно такая категория оборудования уже установлена. В аэропорт «Манас» также завозится оборудование этой категории. В Кыргызстане такие устройства не производят — их полностью закупают в Китае. В «Манасе» уже установлено 2 300 единиц светосигнального оборудования. Сейчас ведется подключение к пульту управления. Эти работы завершатся до 15 января, после чего в этот же день оборудование будет протестировано. Если проверка пройдет успешно, система в пилотном режиме заработает уже в конце января», — сказал он.
Кроме того, такое же оборудование устанавливают и в международном аэропорту «Каракол». Из-за раннего снегопада монтаж немного задержался, поэтому запуск ожидается в феврале 2026 года.
Мамбетов отметил, что подобные светосигнальные системы используются не только в условиях тумана, но и для обеспечения освещённости в темное время суток.
«Мы также планируем использовать эти системы для ночной подсветки взлётно-посадочной полосы. Зарубежный опыт показывает: такие технологии существенно повышают уровень авиабезопасности. Государство обеспечивает установку оборудования высшей — третьей — категории, но эффективность зависит от профессионализма пилотов и бортпроводников. Все международные рейсы, прибывающие в Кыргызстан, соответствуют этим требованиям и имеют высокую техническую подготовку. В целом имеющаяся проблема будет полностью решена благодаря этим системам», — подчеркнул он.

Также он сообщил, что такие устройства поэтапно будут установлены во всех 11 аэропортах страны.
«Может возникнуть вопрос, почему оборудование сначала устанавливают в Караколе, хотя там туман бывает не так часто. Причина в том, что в этом аэропорту сейчас ведутся строительные работы. Поэтому, чтобы не возвращаться позже, мы решили установить всё сразу.
Следующий этап начнётся в международном аэропорту Оша — монтаж стартует в марте 2026 года. Из-за масштаба аэропорта работы там будут сложнее: “Каракол” значительно меньше. Пока будут вестись работы в Оше, часть рейсов может прерываться, поэтому аэродромы “Манас” и “Каракол” должны быть готовы работать в резервном режиме. По этой причине мы сначала завершаем “Каракол” и “Манас”. После Оша оборудование установят в городе Манас и других региональных аэропортах», — рассказал он.